где церковь, там благословение

Храм Святителя Николая Чудотворца в д.Полесье имеет богатую историю. Он был построен в 1843 году в центре деревни из бревен. Количество жителей с учетом деревень, входящих в приход храма, составляло 4815 человек.
В 1934 году, во время коллективизации, было принято решение о разборке храма. Уничтожать церковь никто из местных жителей не согласился. Были наняты рабочие из д.Перелазы Брянской области России, что в 11 км от д.Полесье. Они сбросили колокола, разрушили купол. Один из рабочих сорвался вниз и, падая, зацепился овчинным тулупом за крюк, на котором ранее крепился образ Богородицы. Когда его сняли, он был сильно травмирован. Далее рабочие прекратили разрушать храм, забрали травмированного и уехали. Прожил он недолго, через несколько дней умер.
Образа, книги и утварь вывезли за деревню и сожгли. На этом месте долгие десятилетия не росла даже трава. Верующие люди приходили сюда и молились.
Образовавшийся проем в храме закрыли досками. Здание церкви долгие годы использовалось в качестве зерносклада. Во время Великой Отечественной войны здесь содержали пленных. В 50-е годы прошлого столетия люди стали писать в Москву о том, чтобы разрешили богослужения в храме. В ответ было принято решение окончательно разрушить святыню, что и было сделано.
Во время зимних школьных каникул из наиболее активных учеников старших классов была определена группа, которая и занималась разборкой храма. Через несколько лет участвовавшие в этом стали умирать, и в течение 20-ти лет все ушли в мир иной. Остался в живых только один человек – старший группы, но последние годы он тяжело болел. Когда началось восстановление храма, он часто вечерами приходил на стройку и подолгу сидел на пне срезанного дерева, смотрел, как возрастает храм. По специальности он был каменщиком и все говорил: «Вот станет мне лучше, и я обязательно буду помогать». Но Всевышний ему здоровья не дал, и он вскоре умер.
А здоровье и исцеление Господь Бог дал другому. Во время работы по восстановлению храма ко мне часто приходил человек, здоровался и пытался заговорить. Но, так как он болен церебральным параличом и к тому же часто был в нетрезвом состоянии, то, что он хотел сказать, было непонятным. Я продолжал работать, а он, постояв в сторонке какое-то время, уходил. Так продолжалось всю осень. Зимой на площадке храма я не работал. Занимался заготовкой леса и его распиловкой. Весной возобновил работу непосредственно на храме. Он снова стал приходить. Я предложил помогать, но попросил, чтобы он не пил. Он согласился, стал подносить кирпичи, просеивать песок, приносить воду, и так ежедневно.
И вот однажды он стал говорить о кресте. У меня давно было желание найти хоть что-нибудь принадлежавшее храму. Я предположил, что крест, о котором он хочет мне сказать, может иметь отношение к нашей церкви. Единственное, что мне стало понятно: святыня, о которой он говорит, была у него, а сейчас находится у родственницы. Я встретился с ней. Женщина подтвердила, что забрала старый, покрытый зеленым налетом крест. Но сейчас он находится у племянницы в Буда-Кошелево, она забрала его, чтобы очистить и привести в порядок.
Когда племянница приехала в Полесье, я попросил ее привезти крест. Но по прошествии месяца она не приехала, прошло еще две недели, а ее все не было. Все это время работал на строительстве храма. И в день, когда я положил последний кирпич выкладываемого с улицы на алтарной стене креста, женщина приехала и привезла крест. Это напрестольный крест нашего храма, которому 168 лет, у которого все наши предки и получали таинства Господни, крест, которым правили службу наши батюшки, в том числе и последний – отец Василий, который сознательно пошел на смерть за веру в Господа Бога нашего. В деле №36499, которое хранится в архиве КГБ по Гомельской области, сказано: «Жудро Василий Иванович, священник Миколаевского храма д.Полесье…», далее его биографические сведения и в конце – «отказался снять с себя сан священника – расстрел». Суд состоялся 11 февраля 1938 года, а через два дня – 13 февраля 1938 года его расстреляли. И сейчас крест, которым правил службу отец Василий, – это наша святыня. Крест также подвергся вандализму: святое распятие Спасителя, иконки Божией Матери и Крестителя Иоанна, канун оторваны. Но само распятие Спасителя четко просматривается на металле. Сейчас крест занимает достойное место в храме, он обрамлен в киот, под ним краткая история храма, сведения о расстреле отца Василия. Прихожане всегда подходят к кресту, молятся, целуют его.
А Леонид Зуборев, мой помощник, через которого Господь Бог сохранил и довел до нас крест, уже более пяти лет не пьет, стал внятно говорить, физически окреп, постоянно ходит на богослужение.
Но он является последним в числе тех, через кого Господь Бог вел крест до места его пребывания. Первым человеком, кого Спаситель сподобил на сохранение креста, была мать сельчанина, бывшего в то время председателем сельского Совета, он же возглавлял группу активистов по уничтожению всего, что принадлежало храму. Когда везли на телеге образа, книги, утварь на уничтожение, многие верующие стояли на обочине дороги с состраданием к тому, что происходит. Там была и мать председателя сельского Совета вместе со знакомой. Они заметили, как с телеги что-то упало. Выждав время, подошли и увидели крест. Завернули его в полотенце и спрятали в соломенной крыше сарая, где он пролежал много лет. После смерти председателя и его матери дом приобрела тетя Леонида. И когда потребовался ремонт сарая, рабочие сняли часть крыши и ушли на перекур. Женщина, проходя возле сарая, увидела часть полотенца, дернула за него, выпал крест. Она перепрятала его в другое место. А когда через годы почувствовала себя нездоровой и поняла, что может уйти из земной жизни, пригласила к себе из всех многочисленных родственников больного своего племянника, рассказала ему о кресте и то, что она завещает ему свой дом вместе с крестом. Так Господь Бог вел крест через людей. Он сохранился до наших дней и объединил оба строения храма воедино.
Строительство по восстановлению храма началось в 2007 году. Поставлен закладной крест, состоялось богослужение по освящению места храма 21 июля 2007 года, на праздник иконы Казанской Божией Матери. Службу совершал благочинный отец Георгий, настоятель храма Преображения Господня в г.Чечерске.
Осенью 2010 года полесскую землю своим посещением удостоил Владыка Аристарх, совершил службу у памятника погибшим во время Великой Отечественной войны. Памятник находится рядом с храмом. На плите обелиска 178 фамилий, среди них и фамилия моего отца. Владыка Аристарх осмотрел восстанавливающийся храм, встретился с прихожанами, помолился. Освящение храма состоялось 22 мая 2011 года на праздник Святителя Николая Чудотворца. Богослужение возглавил епископ Речицкий, викарий Гомельской епархии Владыка Леонид.
Если вновь обратиться к истории, то вера православная среди многих жителей Полесья сохранялась и в советское время. Когда стали запрещать богослужения в храмах и разрушать их, верующие люди начали объединяться в общину. Мой прадед Федор, который всегда молился в близлежащих храмах, в свое время совершивший пеший паломнический поход в Киево-Печерскую Лавру, в 1924 году со всей своей семьей – женой, четырьмя сыновьями, тремя дочерьми – ушли в лес, где построили пять домов и образовали хутор, который в народе назывался Левчиково по прозвищу прадеда.
В это время недалеко от хутора стала образовываться новая деревня Барсуки. Верующие люди селились поближе к хутору. И когда стали создавать колхоз, то треть деревни, ближайшая часть к хутору, отказалась в него вступать. Они остались единоличниками, объединились в православную общину, возглавил которую мой прадед. Молились по ночам в разных домах и деревнях. В 1938 году на хутор приехали представители власти, дома разрушили, забрали сельскохозяйственный инвентарь и угнали скот. Прадед был избит, после чего вскоре умер. Остальные жители хутора разъехались по деревням.
Хотелось бы еще дополнить написание о вере православной на нашей полесской земле двумя событиями, явленными Господом Богом большому количеству людей во время освящения места храма и во время освящения церкви.
Всю ночь и утро 21 июля 2007 года, в праздник иконы Казанской Божией Матери, шел дождь. Люди, пришедшие на богослужение в честь освящения места храма, в ожидании приезда отца Георгия прятались от дождя под навесом и в административном здании сельхозпредприятия. И вот начался Крестный ход, и когда прихожане пришли к месту храма и началась служба, дождь прекратился, выглянуло солнце, утих ветер, люди зажгли свечи и всю службу стояли с зажженными свечами. Видя происходящее, все были удивлены, некоторые из прихожан плакали. После окончания богослужения, минут через 20 -30, дождь возобновился.
Второе событие произошло во время освящения Владыкой Леонидом храма 22 мая 2011 года, в праздник Святителя Николая Чудотворца. День был теплый и солнечный, и когда в конце службы, после проповеди Владыки Леонида, слово было предоставлено прихожанам, и черед дошел до меня, то в конце моего выступления полился небольшой, примерно в течение трех минут, дождь. Присутствующие восприняли это как дар Божий.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика