Труд Виктора Плескачевского стал вкладом в мирную жизнь земляков

Виктор Плескачевский. Фото из архива "ЧВ"

В годы военного лихолетья каждый белорусский патриот внес свой вклад в освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. На передовой, в тылу врага, у заводского станка и в подполье вместе с лютой ненавистью к захватчикам закалялась воля, крепчали дух и героизм людей.

Один из старожилов края – уроженец деревни Нивки Виктор Плескачевский – тоже приложил руку и патриотизм к возрождению жизни на разрушенной и сожженной оккупантами земле. Детство Виктора Михайловича было нелегким. Ему как сыну репрессированного “врага народа” пришлось рано узнать, что такое изнурительный крестьянский труд и страшный голод.

Когда отца, как опасного антисоветского элемента, сослали в Казахстан, у семьи, где воспитывалось 7 детей, отняли все нажитое добро: домашний скот, хозяйское имущество, плодородные сотки земли. Дети “врага народа” пухли от голода, питались подножным кормом и собирали в поле картофельные гнилушки. Молока не видели 9 лет, хлеб на столе был как праздник. Мать изо всех сил старалась хоть как-то поднять на ноги малышей. А про то, чтобы отправить их в школу, и говорить не приходилось. Но деревенский мальчишка, несмотря на трудности, сумел окончить 7 классов. В лохмотьях, босой, но несгибаемый подросток всем сердцем стремился к знаниям. И добился своего. Однако дальнейшим планам помешала война. Но и тут он не остался в стороне: с таким же упорством и верой в победу наравне со взрослыми рыл противотанковые рвы, блиндажи и окопы. На врагов смотрел со жгучей ненавистью и ждал, когда Красная армия освободит родную землю. И этот день пришел.

Когда же фашистов прогнали, для активного паренька опять нашлась работа: его направили на восстановление поврежденных железнодорожных путей и новое строительство дороги в Гомеле и Жлобине. И там он едва не погиб: отступая, немцы еще предпринимали попытки “показать зубы” и по ночам совершали налеты на железнодорожные станции. Как-то рано утром Виктор Михайлович вместе с другими работниками направился к развороченному взрывом составу, чтобы найти немного съестного. И вдруг раздался оглушительный взрыв: это сработали три бомбы замедленного действия. Нашему земляку повезло, его даже не задело, хотя от смерти отделяли всего несколько минут. А вот многие тогда навсегда простились с жизнью.

– Наверное, это не случайность, – вспоминает события тех лет Виктор Михайлович. – Видимо, мне было суждено еще потрудиться на благо своей малой родины. Более полувека работал в сфере потребкооперации продавцом, завскладом, водителем. И уже на пенсии свыше 10 лет – заведующим зернотоком в Старых Малыничах. Трудился, пока хватало сил. Мне уже 98 лет, и 12 из них я живу лишь для себя.

И это так: в детстве помогал матери поднимать на ноги сестер и братьев, в юности – на восстановительных работах, зрелые годы прошли на улучшение блага людей, пенсионный возраст посвятил заботам по сохранению хлебного урожая.

Что же осталось ему? Самое ценное – долгая жизнь, любовь близких, удовлетворение собой и уверенность в том, что делал все как надо.

Валентина ПРАНКЕВИЧ

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика