Озаричи: забыть не имеем права

Лагерь смерти «Озаричи». Впервые мир услышал это название 14 февраля 1946 года, когда на Нюрнбергском процессе помощник главного обвинителя от СССР Лев Смирнов представил суду документы, свидетельствующие о злодеяниях фашистов на белорусской земле. Один из них гласил: «19 марта 1944 года наступающие части Красной армии в районе местечка Озаричи Полесской области Белорусской ССР обнаружили на переднем крае обороны немецкой армии три концентрационных лагеря, в которых находились свыше 33 тысяч детей, нетрудоспособных женщин и стариков…» Другие документы доказывали преднамеренное использование нацистами бактериологического оружия: стариков, женщин и детей умышленно заражали сыпным тифом.

Александр Лукашенко: – Я обращаюсь ко всем, кто убежден, что фашизм «нес на нашу землю цивилизацию»; кто героизирует убийц; кто поклоняется бчб-флагам‚ под которыми проводился геноцид белорусского народа. Мы занялись этой проблемой, и мы докажем и покажем всему миру, что такое геноцид, и что те, кто сегодня нас пытается поучать, как жить, как минимум не имеют на это права. Всем вам, заблудшим и одурманенным, говорю: «Иди и смотри!» Иди в Хатынь, Борки, Олу‚ Дальву, Усакино, Шуневку, Озаричи, к мемориалам «Тростенец», «Яма», «Красный Берег».

Фашисты умышленно заразили женщин, стариков и детей сыпным тифом

В конце февраля – начале марта 1944-го оккупанты под видом эвакуации из оперативной зоны стали сгонять, свозить к специально отведенным местам в районе Озаричи – Подосинник – Дерть нетрудоспособное население из Гомельской, Могилевской областей Беларуси, Смоленской, Брянской и Орловской областей России.

В начале весны в Полесском лесничестве приземлился немецкий самолет. На его борту находились нацистские врачи-микробиологи во главе с профессором Блюменталем. Фашисты умышленно заразили женщин, стариков и детей сыпным тифом, чтобы впоследствии распространить заражение среди бойцов и офицеров Красной армии.

Для усиления инфекции в лагерь было доставлено 7 тысяч больных сыпным тифом человек. Блюменталь говорил: «Стакан выпитой воды, каждый кубический метр вдыхаемого воздуха должен заражать каждого человека». 9 марта 1944-го на совещании в Бобруйске начальник штаба 9-й армии Штедтке и начальник штаба тыла 9-й армии Боденштайн огласили подлежащий немедленному исполнению приказ по депортации населения в концлагерь «Озаричи» и (по окончании операции) – его уничтожению.

Средняя продолжительность жизни людей в лагере составляла 3 суток. За это время в нечеловеческих условиях погибло около 17 000 человек, многие лишились рассудка. Из 33 480 освобожденных из лагеря 15 960 человек были дети до 13 лет, 517 из которых – сироты. Лагерь просуществовал 10 дней. Для тысячи узников они оказались вечностью.

Десятидневный ад

Павел Батов, генераллейтенант, командовавший 65-й армией 1-го Белорусского фронта, освобождавшего Озаричи: «В марте 1944 года на рубеже севернее Озаричей и далее в сторону Паричей на болотах разведчики 37-й гвардейской дивизии обнаружили три лагеря смерти, созданные гитлеровским командованием. Там томились и умирали тысячи советских граждан – преимущественно старики, женщины и дети. История этих лагерей – одно из самых гнусных злодеяний фашистских захватчиков, совершенных в годы войны на белорусской земле».

Иозеф Перау, дивизионный священник 110-й пехотной дивизии вермахта: «Я возвращался с передовой, не подозревая, что увижу картину ужасов. Почувствовал перемену сначала по странному, настораживающему звуку, который я не мог определить, откуда он исходит, пока не обнаружил вдали лагерь. Непрерывные мольбы многих голосов превращались в гул и возносились оттуда в небо. Потом я увидел, как солдаты тащили тело пожилого мужчины, как дохлую скотину. Мертвая старуха лежала на дороге со свежей огнестрельной раной во лбу. Фельдшер указал мне на узлы в грязи. Это были мертвые тела детей».

Прокурор Гомельской области Виктор Морозов: «Палачи «Озаричей» понесли наказание – и в ходе Минского процесса были казнены, и в ходе Гомельского процесса, и в ходе Брянского процесса. Генералы, которые отдавали приказ уничтожать людей столь изуверским способом, по законам военного времени либо были казнены, либо приговорены к 25 годам каторжных работ».

Память

В мае 1965 года на месте Озаричского лагеря смерти возведен памятный обелиск. После реконструкции 1974 года памятник представляет собой три стелы, на которых высечены образы узников – женщин, детей, стариков. А на постаменте – венки и живые цветы в память о тысячах заключенных, навеки оставшихся в «Озаричах».

В конце 2021 года областная ассоциация местных Советов депутатов организовала конкурс для поддержки и стимулирования гражданских инициатив по решению местных социально значимых вопросов. Инициативная группа Озаричского сельисполкома выдвинула на конкурс свой проект по реконструкции мемориального комплекса. Идею поддержали на всех уровнях, началась ее реализация.

Мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти.

В 2023 году комплекс полностью реконструировали. Здесь появился музейный павильон. Установлен и первый в Беларуси знак в память о военных медиках, которым удалось остановить распространение тифа. Ежегодно 19 марта люди идут к мемориалу, где проходит митингреквием в память о его узниках. В этом году исполняется 80 лет освобождения Озаричского лагеря смерти, и в связи с этой памятной датой в Беларуси запланирован ряд мероприятий. Вне всякого сомнения, белорусы должны помнить об этом страшном месте, эта память через поколения будет отзываться болью в наших сердцах.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика