Оживают имена героев Второй мировой

В прошлом номере «Чачэрскага весніка» вышел материал о неизвестном захоронении периода Великой Отечественной вблизи бывшей деревни Заложье. Газета обратилась к населению с просьбой откликнуться на публикацию и прояснить ситуацию по данному факту.
Напомним читателям, что ранее в редакцию позвонил Владимир Сериков из Мотневич и рассказал, что в лесном массиве у Заложья захоронены трое погибших в годы войны. На табличке имена молодых людей – это все, что о них известно. Кто они, откуда, каким был их последний час? На статью отозвался житель агрогородка Вознесенский Евгений Шитиков. Как оказалось, один из убитых – его старший брат. И вот мы уже у пенсионера, рассматриваем пожелтевшее фото парня в военной форме и слушаем рассказ о жизни и смерти нашего земляка…
Афанасий – старший из трех сыновей супругов Терентия и Дарьи Шитиковых из Ипполитовки. Когда пришли фашисты, юноша служил в Вооруженных Силах СССР, был командиром танка. По воспоминаниям отца Евгения Терентьевича, во время наступления немецких войск танковая воинская часть, в которой находился Афанасий, подверглась сильной бомбежке. Горела не только бронированная техника, но и земля. Боевой командир и несколько его товарищей попали в плен и были направлены в концлагерь. Боец вынашивал идею бежать, и однажды это ему удалось. Дорога домой оказалась долгой и опасной, но все же в одну из ночей мужчина постучал в окно родной хаты. Немного обогревшись, окрепнув, решил уйти к партизанам, чтобы бить врага в глубоком тылу. Под покровом темноты пробрался в лес у деревни Репище. Вместе с ним были двое 16-летних ребят. Иван Атрашков – его односельчанин, а Владимир Лисицын из Тамбова. Скрываясь в лесной чаще, народные мстители увидели двоих фрицев, которые прокладывали кабельную линию связи. Подобравшись поближе, наши герои обрезали провод, одного из гитлеровцев убили, а второму удалось бежать. Вскоре в комендатуру поступила информация, что под Репищем обнаружены партизаны. Гитлеровские головорезы устроили облаву с собаками. Надеясь обмануть врага, ребята забрались на деревья. Но натасканные немецкие овчарки легко вывели группу СС на след беглецов. Скошенные автоматными очередями, парни упали на землю. …Их похоронил тут же, под высокими елями и дубами, житель Ипполитовки Атрашков. Он же потом показал могилу родственникам погибших. Все эти годы Евгений Терентьевич ухаживает за захоронением. В благоустройстве святого места ему помогают близкие.
Пенсионер не может без слез вспоминать свое военное детство: как в деревню пришли оккупанты, как в 43-м всех жителей Ипполитовки погнали к Днепру, а затем под Рогачевом советские солдаты освободили заложников. Родовое гнездо Шитиковых, к счастью, уцелело. «Наверное, потому, что на чердаке нашего дома гитлеровский снайпер устроил лежку, откуда вел прицельный огонь по нашим силам», – говорит Евгений Терентьевич. Так сложилось, что мужчина, как и брат, служил в танковых войсках, был механиком-водителем в группе советских войск в Германии (кстати, и его зять Михаил проходил срочную службу в ГСВГ). Средний Николай посвятил свою жизнь военному делу. В войну его мобилизовали в летную часть, так он стал пилотом. Умер Николай Терентьевич более 10 лет назад.
…Евгению Шитикову 84 года. Все труднее дается путь к одинокому холмику у Заложья. Мужчина считает, что останки погибших уместно перезахоронить в общую могилу, куда люди придут с цветами и низким поклоном защитникам Отечества, принесут свою скорбь о невинно убиенных и скажут спасибо тем, кто погиб, умер, был замучен или скончался от ран, сражаясь за мир и счастье своего народа.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика