Расставался на миг, а ушел навсегда…

Чем дальше война, тем четче память о событиях тех лет и неистовее желание узнать, где и как погиб в неравном бою советский солдат – чей-то брат, чей-то муж, чей-то дед.

Долгое время о судьбе рядового Михаила Мироновича Грищенко никто из родных не знал. И только несколько лет назад открылась горькая правда его жизни. В 2010 году племянницу погибшего Нину Алексеевну Транькову попросили приехать в Гомельский драматический театр. Там ей в числе других 50-ти приглашенных представители Германии вручили папку с документами, подтверждающими дату и причину смерти ее дяди.

Как стало известно, на фронт уроженец Мотневич ушел в первые дни войны. Но недолго довелось держать в руках оружие. Уже в августе 1941-го пехотинец попал в руки к немцам. Его заключили в концентрационный лагерь «Шталаг 312». Здесь содержались военнопленные разных национальностей. Каждый день от казни, истощения и заболеваний умирало до 40 советских солдат. Военнопленный под номером 7360 скончался от ран, голода и холода в фашистских застенках 16 ноября 1941 года. Узника похоронили на военном кладбище в поселке Глинки в окрестностях польского города Тарунь, где покоятся тела бойцов 1-го Белорусского фронта и других воинов, умерших в лагерях и сложивших головы в бою.

– В книге «Память» по Чечерскому району указана дата смерти дядюшки годом позже, но теперь мы знаем точно, когда и в каких муках  он умер, – говорит  Нина Алексеевна. – Как нам рассказали, в 38 братских могилах покоятся останки 519 советских солдат и офицеров, а также 10 тысяч советских военнопленных и гражданских лиц. В их честь установлен памятник и обелиски. Там, вдали от дома, в чужой земле лежит и дядя Миша. Вечная ему память и всем, кто пожертвовал собой за нас, за мир на земле и счастье в доме.

Остался инвалидом и отец племянницы героя. До войны он работал в правоохранительных органах. Когда в июле 41-го на город посыпались бомбы, одна упала прямо во двор милиции, и Алексею Грищенко оторвало ногу. Другим повезло меньше – чечерянин Кудрячев и Долматов из Барнаула погибли на месте. Еще двое скончались через несколько дней. Это были первые жертвы Чечерска.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика