Все как всегда: как живет единственный житель выселенной деревни на Чечерщине

Сегодня отмечается 33-я годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС. Софья Ключинская из Рудни Дудичской вместе с мужем не оставила свой дом. Теперь она единственный житель опустевшей деревни.

Супруги Ключинские отказались от переезда в чистую зону, вернее, этого не хотел Николай Константинович. Верная спутница была подчинилась воле супруга, так и прожили вдвоем на опустевшей улице 30 постчернобыльских лет.

В день катастрофы на ЧАЭС они обрабатывали приусадебный участок, готовились сажать картофель. Вдруг набежала туча, поднялся ветер… Только 5 мая стало известно, какая беда обрушилась на нашу землю. Вскоре в деревню приехали представители из района и сообщили, что предстоит выселение. Николай Константинович категорически сказал: «Нет!» И никто не мог его переубедить. Так и оказались Ключинские отрезанными от людей. А когда мужа не стало, Софья Никитична уже не решилась бросить родное гнездо. Здесь у нее огород, сад, колодец. К тому же надо ухаживать за пасекой.

Пчелами увлекался Николай Константинович. На столе всегда был домашний ароматный продукт к чаю – отличное лекарство от простуды…

На десятки километров вокруг никого, лишь тишина да редколесье. Зимой приходят лоси да косули полакомиться выброшенной по осени травой. В дымоходе шумит ветер. Одно утешение – телевизор и сын Анатолий, который постоянно звонит и по выходным навещает престарелую мать. А с потеплением у хозяйки полно забот: убрать прошлогоднюю листву, посеять пчелам гречиху и фацелию, посадить картошку, управиться с грядками. С ранней весны запасается Софья Никитична рассадой томатов, капусты, перцев. Планирует, где будет расти морковь, а где свекла и лук. Одним словом, все как всегда. С одной лишь разницей, что в минуты отдыха ей не с кем посидеть на лавочке и перекинуться словом.

Но женщина все же не одна. Кроме сына и внучки ее навещают председатель сельского Совета, медработники, районные власти, Администрация зон отселения и отчуждения, автолавка. Случается, нагрянут иностранцы. Частыми гостями бывают журналисты и телевизионщики – по два и более раз в год интересуются состоянием здоровья, настроением и планами. А они пока остаются прежними: доживать старость на своей земле, у могил предков и мужа.

Скоро Радуница, на погосте соберется родня, бывшие соседи. Этой минуты Софья Никитична ждет с нетерпением…

В районе в зоне радиоактивного загрязнения из 43-х отселенных населенных пунктов с контрольнопропускным режимом осталось 16. В том числе Рудня Дудичская Ровковичского сельсовета. Первые поселенцы появились тут в конце 19 века. Из Кракова приехали четыре семьи: Ключинские, Гулевичи, Зинкевичи, Карчевские. Затем деревня разрослась. Сельчане построили водяную мельницу, добывали на болоте руду и плавили ее в кузнице у реки. В 1926 году работало почтовое отделение, был образован колхоз. В 1959 году Рудня Дудичская входила в состав производственного предприятия «Возрождение». Когда-то здесь насчитывалось около 100 подворий. Сегодня – один дом с единственным жителем.

Валентина ПРАНКЕВИЧ
Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика