чтобы ЖИТЬ БЕЗОПАСНО
На этой неделе на базе ГУО «Залесский ясли-сад – средняя школа» состоялся впервые за последние годы областной семинар с участием заведующих учебно-методическими кабинетами отделов образования райисполкомов и Гомельского горисполкома, где чечеряне делились опытом по вопросу современных подходов к преподаванию «Основ безопасности жизнедеятельности» в учреждениях образования Чечерщины. Вначале слово было предоставлено проректору по учебно-методической работе Гомельского областного института развития образования Ольге Блажко, которая обозначила проблемы и перспективы в преподавании и изучении ОБЖ, отметив, что из общего количества учителей, преподающих данный предмет в школах Гомельщины, 67% являются классными руководителями, 19% – молодые специалисты. Отсутствие учителей-предметников – это один фактор, а другой – низкая мотивация в преподавании и отсутствие устойчивого интереса к ОБЖ. К сожалению, как сказала Ольга Александровна, знания невсегда переходят в навыки. Именно этому и следует научить детей, но прежде всего педагогу необходимо самому показывать положительный пример здорового образа жизни и быть в лидерах по воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности.
В этом направлении нашим педагогам было чем поделиться, ведь тем, кто проживает в зоне радиоактивного загрязнения, эти знания просто необходимы. Зрители восторженно встретили выступление агитбригады из числа учащихся школы на тему «Спасатели – мы сами». Ребята еще раз напомнили присутствующим о правилах проживания на загрязненных территориях. Также о системе работы учебно-консультативных центров и факультативных занятий по радиационной безопасности, способах выведения радионуклидов из организма красноречиво было рассказано в презентациях гимназии г. Чечерска, СШ №1, Ровковичского и Залесского учреждений образования и др. Тему новых подходов к преподаванию ОБЖ в районе доступно раскрыла главный специалист отдела образования Анна Туровец. Вниманию участников семинара представили свои исследовательские работы десятиклассницы гимназии Ирина Лютикова и Ирина Геврасева, учащиеся СШ №2 Елизавета Басараб и Залесской школы Андрей Данилов. Педагоги рассказали о тесной взаимосвязи с вузами и другими организациями Беларуси, завязавшейся в рамках проектной деятельности. Всем присутствующим были вручены тематические буклеты-памятки, изготовленные руками учеников. Как отметил доцент кафедры ядерной физики МГЭУ им.Сахарова Николай Тушин, актуальность прошедшего семинара трудно переоценить, так как именно на Чечерщине состоялась реализация проектов ЮНЕСКО и ПРООН по созданию учебно-консультативных центров, которые длились на протяжении трех лет. Именно у нас накоплен большой опыт по условиям проживания на загрязненных радионуклидами территориях, создана богатая материальная база, воплощены многие творческие задумки, выдан ряд изданий для населения о правилах проживания в чернобыльских регионах, проведены два районных конкурса по знаниям радиационной безопасности, которые Чечерский район предложил сделать областными и др. Весьма важно, чтобы приехавшие на семинар из «чистых» зон понимали, что тема радиологического образования в настоящее время важна для всех жителей Беларуси. И долг педагогов – правильно донести до детей, а через них и до взрослого населения информацию о том, как уберечь себя от воздействия на организм радиоактивных веществ. Начальник отдела образования Чечерского райисполкома Светлана Мельникова подчеркнула, что ключевая роль в развитии и формировании последствий радиационных катастроф принадлежит информации. Недостаток знаний и умений, непонимание сути явлений порождает страх и неуверенность в завтрашнем дне. Знания же помогают осознать, что стремление жить безопасно в нашей зоне осуществимо. А способы этого как раз и предлагались на минувшем мероприятии. Кстати, результаты проведенной рефлексии на знания радиационной безопасности, проведенной в конце семинара среди ее участников, показали, что не все знают, как уменьшить содержание радионуклидов в грибах и дровах, какие ягоды и рыба меньше всего загрязнены, в каких продуктах максимум пектина и какое мясо лучше не употреблять. В общем встреча оказалась полезной и познавательной. Работе учебно-методического кабинета районного отдела образования и учреждений образования по вопросу преподавания курса ОБЖ дана высокая оценка, а наработанный опыт и систему работы педагогам других регионов рекомендовано перенять и использовать в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.
