Для чего Беларусь строит и наводит мосты
Обновленный мост через Припять в Мозыре
Мосты и дороги — наиважнейшая задача государства. На открытии обновленного моста через реку Припять Президент Александр Лукашенко говорил об этом неспроста. Эксперты подтвердят: вопрос касается не только удобств жителей конкретного региона.
Транспортная инфраструктура, пути сообщения напрямую влияют на экономику всей страны. “Нам надо ускоряться”, — символично отметил Глава государства. Что, собственно, мы в пятилетку качества и делаем. Мало того, наша страна наводит мосты не только в прямом, но и в глобальном смысле — речь о проводимой нами политике.
Сказано. Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Мосты и дороги — это наиважнейшая задача государства. Государство должно заниматься инфраструктурой. Дорога есть — пожалуйста, езжай на личном автомобиле, общественном транспорте… Вот кусок земли — строй дом, развивайся. Будет возможность — чуть-чуть где-то поможем по жилью и так далее. (На торжественной церемонии открытия обновленного моста через Припять, 6 ноября 2025 года.)
Подспорье для экономики
Хорошо развитая инфраструктура — отличное подспорье для экономики. “Дайте мне мосты, дороги, молоко, мясо и прочее. А военные вопросы за мной, безопасность — мои вопросы. Я буду их решать, я знаю, как их решать. Пока более-менее что-то получается”, — сказал Глава государства в Мозыре. Председатель общества “Знание”, аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, рассуждая на экономическую тематику, вводит в курс дела. Проводимые исследования, отмечает он, говорят о том, что создание и развитие дорожной сети, строительство мостов и другой подобной транспортной инфраструктуры резко увеличивают темпы экономического роста. Мы имеем в виду 1,5 процента.
— А если речь идет про увеличение скорости передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта по этим магистралям, то темпы экономического роста растут еще на 1,5 — 2 процента, — обращает внимание Алексей Авдонин.
— В том же передовом Китае сейчас ключевая тенденция как раз и заключается в наращивании не только количества автомобильных и железнодорожных дорог, но и скорости перемещения по ним. В этом случае снижаются временные потери на доставку грузов, оборот сырья, комплектующих. Все это позволяет в единицу времени зарабатывать гораздо больше денег, что в результате сказывается на увеличении темпов экономического роста. Что значит это для конкретного гражданина?
Богатство, благосостояние белорусов будет увеличиваться за счет роста реальной зарплаты. Также надо понимать, что Беларусь — транзитная страна, через нее идут большие потоки товаров с востока на запад, в Европу. Это, конечно же, способствует тому, что, создавая хорошие дороги, мы тем самым будем иметь возможность взимать оплату за транзит и зарабатывать на этом трафике.
Ориентир для развития страны
Хорошие дороги ко всему должны обеспечивать возможность быстрого, комфортного перемещения белорусов по всей территории нашей страны — для более оперативного доступа к объектам здравоохранения, торговым центрам, другим службам и услугам. И это — про социальную составляющую. Впрочем, говоря о дорожной инфраструктуре, разговор мы ведем не только о скорости доставки товаров, но и об ускорении в принципе. Отставать в пятилетку качества просто не имеем права, иначе нас попросту съедят конкуренты.
— Глава государства озвучил, что “надо ускоряться”, и это точно обозначенный им ориентир для дальнейшего развития страны, — подчеркивает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Виталий Уткин. — Ведь, как показывает жизненная практика, регионы, которые действуют более быстро и решительно, имеют преимущество в существующей конкуренции за инвестиционные портфели и кадровый потенциал. А это уже напрямую может быть использовано во благо региона — как в данный момент, так и при разработке концепции развития на будущее.
Ускоряться нужно эффективно, с четким ориентиром на успешный экономический результат, синхронизируя усилия власти, бизнеса и общества. Сейчас очень важны и налаженное взаимодействие государственной вертикали, совместная работа министерств, ведомств и местных исполнительно-распорядительных органов власти (вертикальное сотрудничество). Ведь географическое положение Беларуси — это наше конкурентное преимущество на пути транзитных перевозок. Политическое безумие в Европе скоро завершится, и для многих стран маршрут через Беларусь будет самым коротким, удобным и эффективным транзитным путем. А сегодня стоит задача для регионов — инфраструктурная готовность, экономическая стабильность и комфортная жизнь для граждан.
Геополитический символизм
Есть во фразе “наводим мосты” и определенный символизм. Геополитический. Подобным “строительством” мы занимаемся, пока наши соседи отгораживаются от нас заборами. А берега соединяем, как отметил Президент Александр Лукашенко, в том числе и для соседей-украинцев. “Мы открыты. Пожалуйста, приезжайте, украинцы. Мы с удовольствием вас примем. Вашим семьям, вашим детишкам обеспечим такую жизнь, как белорусам в плане образования, здравоохранения”, — напомнил Глава государства. И это о той самой политике добрососедства.
— Да, открытие моста через реку Припять у Мозыря — это событие, в первую очередь знаковое для местного движения, но это и открытая дверь для общего транзита, — говорит эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко.
— Мост мы ремонтировали сами, доказав, что все всегда в наших силах. Особенно когда все вокруг нас мосты рушат. А мы открываем новые. Это расценивается одновременно и как достижение в наше сложное время, и как символ новой эпохи, к которой мы все равно придем. Это сигнал к миру, общению и движению навстречу друг другу. Потому что мосты строят, чтобы связать не только разные берега, но и разные взгляды и подходы к друг другу.
Президент неспроста сказал о том, что соединяем мы берега в том числе и для украинцев. Символически новый мост неподалеку от границы с Украиной — это не просто объект дорожной инфраструктуры, это словно протянутая рука нашей дружбы и помощи в их сторону. Ведь Глава государства, пользуясь случаем, особо отметил, что Беларусь не чужая Украине. Мы принимаем украинцев как своих и по-братски делимся с украинцами хлебом, работой и жильем.
Прямая речь

Татьяна Загорцева, заместитель председателя Чечерского райисполкома:
– Для наших жителей дороги – это не просто асфальт. Это возможность добраться до работы, завести детей в школу и детские сады, получить доступ к самым важным услугам. Можно без преувеличения сказать, что это – кровеносная система всего нашего района. Именно поэтому руководство района держит их состояние на особом контроле. Каждый отремонтированный километр, каждая новая улица – это не просто строчка в отчете, а реальный вклад в качество жизни людей и развитие экономики территории.
Только на балансе ДЭУ-115 числится 367 километра автомобильных дорог местной сети, 40% из которых имеют асфальтовое покрытие, 35% – гравийного и 25% – грунтового. В сфере ответственности этого предприятия находятся и 115 километров уличных дорог сельских населенных пунктов района.
С 2021 года работниками ДЭУ-115 проведена колоссальная работа. Ими отремонтировано 15 километров дорог с асфальтобетонным покрытием и 16,3 километра – с грунтовым, на 18 километрах уличных дорог выполнен ямочный ремонт.
Что касается мостов, за неполную пятилетку их отремонтировано четыре. Общая протяженность выполненных работ составила 124,3 метра погонных.
Говоря о финансах, следует отметить, что объем строительно-монтажных работ ДЭУ-115 за 10 месяцев текущего года порядка 5 миллионов рублей с темпом роста к прошлому году 121,17%.
В 2025 году более чем на 235 тысяч рублей выполнены работы на 2,6 тысячи квадратных метров дорог и КЖУП “Чечерское”. В частности ремонтировались дороги на 10 улицах в Чечерске. Кроме того проведено грейдирование 2,9 километров дорог с гравийным и грунтовым покрытием.
Сегодня наша цель – сбалансированное развитие дорожной сети. Мы понимаем, что важно не просто строить новое, но и заботливо поддерживать то, что уже есть. Это касается абсолютно всех дорог – от крупных трасс до каждого двора. И эта работа – наш приоритет на следующую пятилетку.
