«МЫ ДУМАЛИ О БЛАГЕ НАСЕЛЕНИЯ…»

Bezlepkin1В любом отрезке времени есть люди, сделавшие что-то достойное, значимое и ценное, послужившее впоследствии фундаментом для дальнейшего динамичного развития и жизнедеятельности населения, предприятия, края. Истинный коммунист, политический лидер, грамотный руководитель и небезучастный чиновник – все эти личностные характеристики чечеряне, знавшие бывшего первого секретаря райкома партии Петра Безлепкина, без колебаний приписывают ему. А разве этого мало?
Петр Алексеевич категорически не желает, чтобы на страницах газеты его возвеличивали, и отказывается от всяческих похвал. Но умолчать о его достоинствах будет неправильно. Ведь даже теперь, по прошествии стольких лет, след его добрых дел и доброжелательное отношение к людям не запылили ураганы сменяющих друг друга событий и не охладил наплывающий лед исторического забвения. Судьба привела этого человека в наш район в ноябре 1985 года. Но вначале уроженец г.Урюпинска Волгоградской области окончил Мозырский пединститут, а затем – Гомельский госуниверситет им.Ф.Скорины. Уже в юности у Петра Алексеевича проявились задатки лидера, и когда его призвали в ряды Вооруженных Сил (г. Петриков), то служить ему пришлось секретарем комсомольской организации ракетного дивизиона. После в том же Петрикове активного и способного паренька избрали первым секретарем райкома комсомола, а позднее – вторым секретарем Гомельского обкома комсомола. За 12 лет работы П. Безлепкина в комсомоле руководству области стали очевидны организаторские и деловые способности вожака молодежи. К этому времени – в 30-летнем возрасте! – он уже был награжден Грамотой Верховного Совета БССР и орденом «Знак Почета». Вскоре его назначили на должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации обкома партии.
«Чечерск мне дорог, ведь здесь прошел самый напряженный период моей трудовой  биографии, – вспоминает Петр Алексеевич. – Руководить таким районом в 35 лет – уже само по себе большая ответственность, а тут еще случился Чернобыль. Два года после катастрофы даже районное руководство не знало о масштабах загрязнения, к нам привозили детей на оздоровление и строили дома для переселенцев. Потом мы вдруг стали объектом исследований для столичных и зарубежных ученых. А когда открылась правда, то она стала обрастать слухами, как это всегда  бывает вследствие замалчивания. Люди были обеспокоены: у всех семьи. И как отец я их очень хорошо понимал, потому что у меня самого были маленькие дети. Но как руководитель района осознавал, что главное – не допустить паники. Тревога усилилась, когда чечеряне узнали, что в райцентр прибыло партийное руководство республики, области и представители МАГАТЭ. Для чего? Чтобы, как говорится, в узком составе проинформировать вертикаль района о последствиях аварии и о мерах по радиационной безопасности. Мы же предложили гостям совершенно другой формат: встреча состоялась в городском ДК, который не смог вместить всех желающих, потому на улицу вывели громкую связь. В президиум поступали многочисленные записки из зала и от тех, кто находился в разгоряченной толпе. И если неизвестность страшит, то честный разговор помог людям принять ситуацию и сформировать адекватное отношение к ней. Вскоре все вернулись к работе. Мне и моим коллегам из райкома партии и райисполкома нужно было думать, как уберечь инфраструктуру, как сохранить сложный механизм сельскохозяйственного и промышленного производства, создать для  населения безопасные условия жизни. Кстати, на тот момент район не сдал своих позиций, в том числе по надоям, привесам и урожайности. Очевидно, что это была заслуга всех людей, вместе с  которыми я работал. Сложившаяся обстановка требовала принятия нестандартных, а порой и не очень популярных решений, и прежде всего по подбору, расстановке и воспитанию кадров всех уровней, ибо свои специалисты начали потихоньку уезжать. Покидали Чечерщину и коммунисты, но с разрешения секретарей райкома КПБ. Знаете, в те годы в других районах даже из партии исключали, если кто без согласования переселялся. Это считалось едва ли не предательством. И я горжусь тем, что в Чечерском районе не произошло ни одного подобного случая… Работа с подготовкой кадров стала приоритетной в то время. Мы начали широко использовать целевое направление, активно вести профориентационную работу в школах, усилили материально-техническую базу СПТУ-54, открывали необходимые для района специальности, строили жилье и создавали все условия для закрепления молодежи…».
Как отметил бывший первый секретарь райкома партии, в Чечерске была целая плеяда толковых, грамотных руководителей. Большим авторитетом и уважением пользовались второй секретарь райкома КПБ Франц Теслюкевич, заместитель председателя райисполкома по строительству Леонид Горбачев, первый заместитель председателя агропромышленного объединения Иван Кузьмич, начальник РУПС, председатель ревизионной комиссии РК КПБ Василий Плескачевский, директор лесхоза Петр Хлебоказов, начальники строительных организаций Эммануил Дворкин и Владимир Маглышев, директор ЖКХ Зинаида Стипакова, народный судья Галина Коломар и многие другие. Надежной опорой для людей и власти были председатели колхозов Владимир Романов, Олег Леванов, Николай Быков, Анатолий Атрашков, секретари партийных организаций Павел Ефременко, Петр Ивашков, Василий Целок, Надежда Смык, Николай Мамекин. «Это были люди, которые оказались значительнее своих должностей, – продолжает П.Безлепкин. – Взять, к примеру, бывшего главврача Нисимковичской больницы Николая Павлюченкова. Вся засожевская территория знала этого высококвалифицированного доктора как человека, который не только вылечит, но и поговорит по душам. В той стрессовой ситуации это действовало не менее эффективно, чем лекарства».
Пятилетний срок полномочий первого секретаря райкома партии истек в октябре 1990 года, и он был переведен на работу в Гомельский облисполком заместителем начальника управления по радиационной защите и безопасности населения. По долгу службы ему пришлось заниматься в том числе и вопросами отселения жителей пострадавших районов. Чечеряне по старой памяти приезжали к нему за помощью, и многим он помог с жильем и трудоустройством на новом месте. В 1993 году Петр Алексеевич уехал в Минск, где до выхода на пенсию работал вице-президентом по административно-кадровой работе в белорусско-шведской нефтяной компании. Сегодня находится на заслуженном отдыхе, с женой Светланой помогает воспитывать двоих внуков. «Я горжусь своими детьми, – откровенно говорит заботливый отец и дедушка. – В Чечерске они пошли в первый класс СШ №2, где директорствовал И.П.Арлов, сумевший создать стабильный и высокопрофессиональный коллектив педагогов. Дети до сих пор с благодарностью вспоминают первых учителей  Тамару Васильевну Концевенко и Екатерину Евлампиевну Синькову. Это были учителя от Бога. Теперь дочь Оксана – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, а сын Ярослав – научный сотрудник отдела военной истории и межгосударственных отношений Института истории Академии наук Беларуси, сейчас готовится к защите диссертации».
…Раньше пути и тропы водили этого человека по бесчисленным улицам и переулкам суетливых городов и тихих деревень, теперь его привычный маршрут – дорога на дачу, а осенью и зимой – в Национальную библиотеку, где можно почитать любимую газету «Чачэрскі веснік» и поинтересоваться, чем живет сегодня район. Порой судьба возвращает П. Безлепкина на старые истоптанные стежки, изредка он бывает и в нашем городе. Мы также не забываем тех, кто трудился и созидал ради дня сегодняшнего. Надеемся, что в юбилейный год бывший первый секретарь райкома партии посетит чечерский край, а мы его встретим  хлебом-солью.
На фото слева направо: Ф.Теслюкевич, П.Безлепкин, председатель Гомельского облисполкома Н.Войтенков. 1986 год.
Материалы полосы подготовила Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика