Профессиональный выбор, или Почему филологи становятся флористами?

Алла ЕВДОКИМЕНКО.

Далеко позади осталась вступительная кампания. Начался новый учебный год. Счастливые юноши и девушки, которым улыбнулась фортуна, стали студентами вузов и учащимися ссузов. Они вовсю начинают постигать азы выбранной профессии.

Несомненно, эти увлекательные годы обучения в альма-матер пролетят очень быстро. И молодые специалисты отправятся на первые рабочие места. Кто-то с удовольствием будет применять на практике полученные знания, а некоторые с сожалением констатировать, что их представления о профессиональной стезе совершенно не совпадают с реальностью. И начнут задумываться о смене сферы деятельности. Решившим попробовать свои силы в иной отрасли, вероятно, придется опять где-то получать образование. Следовательно, это новые траты – и денег, и, что немаловажно, времени. Парадоксальна ситуация, когда из группы выпускников университета непосредственно по специальности работает несколько человек. А остальные, как говорится, кто где. К примеру, знакомая филолог, получив диплом психолога, нашла себя в флористике.

Почему так происходит? Ведь немало средств из семейного бюджета идет на обучение сына либо дочери. А сколько вкладывает государство в образование, чтобы подготовить высококлассного специалиста! Получается, все впустую? Конечно же, однозначного ответа на этот вопрос нет. Здесь много нюансов, и каждый случай индивидуален. Но очевидно, что когда наши желания находятся в диссонансе с возможностями, то ничего хорошего, как правило, не получается. Из-за несовпадения «хочу» с «могу» мы, бывает, и поступаем на те специальности и в учреждения, где не особенно-то и хочется учиться, но куда проходим по баллам. Бесспорно, на наш выбор влияет масса составляющих. Взять хотя бы ситуации, когда та или иная профессия находится в топе рейтинга у абитуриентов, и многие хотят стать, скажем, юристами или ІТ-специалистами. Подумаешь, нет никаких способностей или рынок труда перенасыщен выпускниками с определенными дипломами. Главное, что они в тренде. Не последнюю роль в этом вопросе играет желание родителей. Каждый, естественно, хочет для своего чада только лучшего. Но зачастую излишнее стремление сделать хорошо имеет обратный эффект. Ребенок не предрасположен быть бухгалтером и нацелен стать специалистом в агропромышленной сфере, но мама категорично настаивает на экономической сфере. В этом случае не дети делают выбор, а взрослые, конечно, исходя из собственного опыта. Папа с мамой должны помогать им определиться и подсказывать, но без тотального навязывания своей точки зрения. Нередко бывает, что родители, не реализовавшиеся в той или иной области, хотят через дочерей и сыновей достичь цели. Поэтому записывают их во множество кружков и секций без учета интересов малышей. В результате ребенок, если и окончит учреждение образования, то большая вероятность, что на работе чувствовать себя будет не на своем месте. Допустим, молодой человек, выбрав специальность по душе, освоил азы ветеринарии и приступил к выполнению должностных обязанностей. Или мать жаждала, чтобы у сына было высшее образование, а он нашел применение своему таланту в рабочей профессии. Возможно, этот труд нелегок и непрестижен, но он приносит удовлетворение. А что может быть важнее для человека!

А еще мы поступаем куда-нибудь за компанию. Друг подал документы – и мы не отстаем. Вдвоем же веселее. Потом и сами не понимаем, зачем пошли, например, на электрика, если хотели-то на механика. Что тут скажешь? Товарищ подбил. С этим оправданием не поспоришь!

Школьников всегда призывают сделать правильный выбор. А какой он правильный? Безусловно, сложно определиться с будущей профессией. Но, наверное, если есть способности и лежит к определенному делу душа, тогда сможешь получить удовольствие от своей деятельности и самореализоваться. Следует прислушиваться и к мнению специалистов. Тем более сейчас в учреждениях образования с самого раннего возраста ведется широкомасштабная профориентационная работа с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребят. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, направленные на творческое самоопределение детей, реализацию исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, а также представители общественности. Благодаря практико-ориентированному подходу подростки не только обладают огромными знаниями о той или иной сфере, но и во время встреч и многочисленных экскурсий на предприятия и в организации имеют возможность познакомиться с нюансами деятельности, увидеть работу изнутри и получить ответы на все интересующие вопросы у представителей разных профессий. К слову, на каникулах работа в данном направлении не прекращается. Хорошей традицией стала организация профориентационных лагерей.

Ребятам выпускных классов хочется пожелать делать осознанный шаг в профессию и с первой попытки выбрать специальность, чтобы работа была в радость.

Алла ЕВДОКИМЕНКО.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика