ТВОРЕНИЯ БАБИЧСКИХ МАСТЕРОВ УКРАШАЮТ СТОЛИЧНЫЙ МУЗЕЙ

09_vetka-VY
Уникальное явление 19-20 веков – «бабичская народная икона» – уже стало достоянием белорусской истории искусств, а также своеобразным художественным «брендом» Гомельщины.
– Первый проект «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона» был реализован в дни празднования 850-летия со дня образования города Чечерска на базе историко-этнографического музея, – рассказывает его директор Елена Новикова. – Второй период знакомства ценителей исторического наследия с бабичской иконой выпал на сентябрь-ноябрь 2012 года, когда в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова города Гомеля, выставлялись три наших иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Продолжением уникального проекта стало представление Бабичской народной иконописной школы в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Здесь с 20 января организована выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона» из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций, а также нашего историко-этнографического музея.
Именно в деревне Бабичи нашего района жили и творили еще в конце ХХ века последние мастера известной крестьянской династии иконописцев – Владимир и Гавриил Гераковы. Они писали образа для местных храмов и сельских жителей, которые верили в заступничество святых покровителей – избавление от бед, болезней и других несчастий. Сохранились старинные иконы, которыми благословляли новобрачных, есть «целебные» святые и покровители домашних животных, пчел. Первое упоминание о трех крестьянах-иконописцах «в деревне Бабичи Покотской волости Рогачевского повета» встречается в «Описании Могилевской губернии» в 1884 г. Искусство иконописи передавалось ученикам, о чем свидетельствует подпись на иконе «Троица Новозаветная» 1894 г., а наличие учеников – признак существования художественной школы.
На выставке представлено 38 произведений самых разнообразных сюжетов, из которых 13 икон из фонда Чечерского музея. «Коронование Богоматери» – образ, восходящий к «Песни песней», «Псалтыри» и «Апокалипсису». В сакральной живописи сюжет известен с XII века, он достигает своего расцвета в культуре итальянского ренессанса с его стремлением к самоопределению личности, что отразилось в популярности панегириков, триумфальных воспеваний богов и героев. Многие западноевропейские мастера – от Джотто до Веласкеса – обращались к этой теме. Творчество Веласкеса оказало наибольшее влияние на католическую и униатскую живопись Речи Посполитой, в составе которой находилось и Чечерское староство. В иконах «Преображение», «Чудо Георгия о змие» прослеживаются черты другого крупного стиля – барокко. Образцами для местных художников служили гравюры с европейских шедевров, а также произведения итальянских мастеров, приглашенных графом З. Чернышевым, владельцем Чечерска в XVIII в., для украшения основанных им храмов.
Выставка будет работать по 27 февраля. Но далеко не каждый имеет возможность и время посетить Национальный художественный музей, поэтому в дальнейшем увидеть творения бабичских мастеров можно в залах Чечерского музея.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика