Валентина Ковалева помнит слезы людей

Жительница агрогородка Вознесенский Валентина Ковалева трагедию 1986 года вспоминает с болью. Ей довелось участвовать в ликвидации последствий техногенной катастрофы.

Когда случилась эта беда, Валентина Васильевна работала парторгом колхоза, а потом ее избрали председателем Ленинского сельсовета. При массовом отселении с 30-километровой зоны принимала переселенцев и размещала для временного проживания в пустующих домах Бердыжа и других деревень. «Было тяжело смотреть в глаза этим людям, столько в них накопилось страха, горечи и отчаяния, – рассказывает ликвидатор. – Особенную тревогу и чувство какой-то безысходности переживали пожилые граждане. Они понимали, что назад дороги нет, и очень от этого страдали. Некоторые были настолько психологически подавлены, что просто не могли поверить в происходящее». А вот представителю местной вертикали впадать в панику было недопустимо. И она делала все, чего требовала ситуация. Помогала населению как могла. А еще вместе со специалистами Совета и колхозниками местного хозяйства им. Ленина ездила поднимать лен в пострадавший регион. Работали около недели, а по возвращении домой – новые заботы: поступило распоряжение об эвакуации жителей из загрязненных радионуклидами территорий Чечерщины. Каждый день переполненные автобусы отправляли в Рудню Маримонову Гомельского района и в Озеры под Гродно. С утра до вечера Валентина Васильевна объезжала деревни, говорила с сельчанами, убеждала и успокаивала. Людям было жаль добротных домов и плодородных участков. У большинства крестьян имелись богатые сады, ягодники, плантации клубники. Как все это бросить и отправиться в неизвестность! Только делать нечего, оставаться нельзя. И все покорно собирали свои нехитрые пожитки. Уже потом, обосновавшись на новых местах, многие еще долго приезжали и рыдали у своих осиротевших, брошенных изб, голосили над могилами родственников.

Параллельно с гражданским населением подлежало отправке общественное поголовье. Колонны машин со скотом колхоза «ХХIV партсъезд» шли одна за другой. Но в приоритете оставалось главное – спасти людей. «Я потом навещала наших переселенцев, ездила к ним на новое место жительства и интересовалась, как они устроились. Сколько было радости, ностальгии и слез, – говорит Валентина Васильевна. – Тоскливо было оттого, что разрывались живые родственные связи: братья, сестры, кумовья, жившие в одном населенном пункте, разъезжались по всей Беларуси и уже не могли, как раньше, собраться вечером у костра или просто поговорить по душам. Это тяжело. Но государство сделало все, чтобы люди могли и в дальнейшем строить свою судьбу, продолжать трудиться, налаживать быт, спокойно жить и растить детей. Мы справились с бедой, хотя она оставила в сердце неизгладимый след…»

В.БОГДАНОВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика