Мотневичи. Не забыть о страшной трагедии

Пожелтевшие архивные материалы о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Чечерщины за 78 лет не потеряли своего исторического значения. Воспоминания очевидцев, переживших страшные события оккупационного времени и видевших смерть своих близких и родных, поражают бесчеловечными фактами.

В конце 1941 года территория Мотневичского сельского Совета уже находилась под немецкой оккупацией. В это время начались повальные грабежи и насилие над местными жителями. 13 февраля 1942 года в деревню пришел карательный отряд. Он оцепил всю деревню и начал полный обстрел из пулеметов и автоматов. В один из дней звери ворвались в дом Павла Бездатко. Его больную жену и детей избили ради забавы до полусмерти, а самого мужчину вывели на улицу и расстреляли. В этот день 25 хозяйств были полностью разорены. Из домов выносили все до последней краюхи хлеба, люди оставались полностью без пропитания. 25 марта в деревню Светлая Криница прибыл карательный отряд из 25 человек. У Павла Серикова в то время болели дети, остаться без последней хлебной крошки означало для них неминуемую смерть. Когда мужчина попросил оставить хотя бы что-нибудь для малышей, его вывели во двор и расстреляли на глазах у родных.

Во время немецкого отступления в 1943 году был оцеплен поселок Репище. Население начало прятаться в лесу Мотневичской дачи. Тогда 200 человек карателей стали прочесывать лес. 34 жителя поселка вместе с детьми и еще сотни человек, личности которых установить не удалось, были убиты. После прихода Красной Армии в лесу долго еще находили останки людей. Убивали нацисты всех без разбора. Разве понимали 5-летняя Лена Серикова, 4-летние Юля Домосканова и Тамара Васильева, за что направляет дядя солдат на них оружие, почему плачут мамы.

Воспоминания Надежды Джугановой, Анны Цумаковой, Михаила Минина и Ивана Вадютина о тех событиях шокируют. В лес Мотневичской дачи люди убегали, чтобы не быть угнанными в рабство. Тогда и началась массовая зачистка лесного массива. Его оцепили и прочесывали. Убивали людей без разбора, и да такой степени фашисты озверели, что трупы не закапывали, а просто ради забавы по ним ходили, топтали маленькие тела грудных деток. За что? Почему? Никогда мы не получим ответа. Конечно, некоторым удавалось спастись, потому что они прятались как могли, маскировались. Люди были со всей округи, других районов. Было убито во время этой прочистки около 500 человек. Их имена, к сожалению, неизвестны. Михаил Минин рассказывал, как на его глазах немцы издевались над стариком, которому вначале отрубили кисть руки, смотрели, как он мучился, и выстрелом в голову убили.

Иван Вадютин потерял всех своих родных. На его глазах их сожгли. Семья Вадютиных пряталась в деревне Репище, когда бежали из Мотневичского леса. Но безжалостные нелюди настигли их и там. Иван смотрел, как они заживо горели в пламени.

От увиденного, от дикого крика женщин, детей, стариков, который слился в жуткий вой, люди сходили с ума. Можно долго рассуждать о том, как могло такое происходить в цивилизованном мире. Вся наша белорусская земля пронизана предсмертным криком и полита горькими слезами матерей, на глазах которых убивали и жгли их детей.

Татьяна ГОНЧАРОВА.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика