ГОСПОДЬ СПОДОБИЛ

IMG_9143«Чудеса случаются! – уверены Николай Михайлович и Людмила Викторовна Куцаковы. – Они обычные и земные, они среди нас».
Веками люди молились в Полесье. Молились, вероятно, еще до того, как в 1843 году в деревне был построен православный храм, молились тайком в советские времена, когда святыню разрушили, а священника расстреляли, с  надеждой пришли на открытие восстановленного Храма Николая Чудотворца в 2011-м. Нынешней весной местные жители унесли по домам последние уцелевшие иконы из ветхого молельного дома. Была Великая суббота перед Пасхой и после богослужения Николай Михайлович предложил прихожанам поступить именно так. Сильно поврежденные, пострадавшие от времени и жестоких человеческих рук образа казались безликими темными досками. Но верующие точно знали, что это намоленные полотна. Завуч полесской школы Надежда Федоровна Болсун сразу подошла к одной иконе, однако, не разглядев в ней четких очертаний, уже собралась обратно с пустыми руками. Ее остановила знакомая Алла Гудова: «Возьми эту икону. Если ты сразу обратила внимание именно на нее, это что-то значит». Дома, как советовали знакомые, Надежда Федоровна окропила образ святой водой и занялась привычными делами. Каково же было удивление женщины, когда в скором времени на темных досках стал появляться лик святого. С каждым днем икона будто оживала, все более различимыми  становились черты лица, сейчас уже можно разглядеть многие детали, изучив которые, пришли к выводу, что на древней доске изображен Бог-Отец, наш Создатель. В отличие от других святых вместо нимба над его головой трижды виднеется «Свят Свят Свят», на треугольнике, заметном на заднем плане, можно прочитать поясняющую надпись. Загадкой остается происхождение образа и его автор. Безусловно, святыню Надежда Федоровна принесла в Храм и икона занимает центральное место на иконостасе. Раньше здесь располагалась «Тайная вечеря», но сейчас оформление культового места стало более правильным и завершенным. Хотя, какие тайны и открытия еще таит полесская земля, нам пока не дано знать.
Нитью, связующей с прошлым, являются еще и напрестольный крест, которым благославлял прихожан последний полесский священник  отец Василий (Жудро). С тех пор, как он был расстрелян, прошло 75 лет. Сохранилась также икона, на которой изображен лик одного из евангелистов.   В смутные времена, когда церковную утварь уничтожали, образ, вероятно, секли топором, на нем видны характерные повреждения. Словно раны…
– Однажды ныне покойный Высокопреосвященнейший Владыка Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский, высказал мысль о том, что мы не строим храм, а восстанавливаем, – говорит Людмила Викторовна. – И это верно. Церковный дух живет на нашей земле. И связь времен прочна и нерушима.
Супруги Куцаковы заботятся не только о возрождении традиций и ценностей Православия. Они – настоящие хранители истории крестьянского быта в Полесье. Одна из комнат их гостеприимного дома представляет собой небольшой краеведческий музей, в котором так явно ощущается дыхание старины глубокой. «Каждая вещь была в деле,– рассказывают о своей коллекции  Куцаковы. – Можно только догадываться, сколько километров домотканого полотна отгладил вот этот деревянный утюг».
IMG_9157Люди приносят отслужившие их предкам предметы быта в дом увлеченных местной культурой и историей Николая Михайловича и Людмилы Викторовны. Огромный вклад в создание музея вносит местный житель Леонид Зуборев, который является постоянным помощником Николая Михайловича во всех делах. Здесь есть лукошко ручной работы, в которое домовитые хозяева раньше насыпали зерно и с ним выходили в поле, сеяли, просили у матушки-природы обильного урожая. Найдутся на полочках прялка, челнок, сукало – практически все, что нужно для мастерицы, способной из грубого волокна ткать полотно, а затем шить из него сарафаны, белье и другие необходимые вещи. Весьма кстати и книга 1958 года издания «Белорусское ткачество и вышивка». Минуты отдыха редко проходили без задорной музыки. Память о танцах, деревенских праздниках, свадьбах хранят бубны.
Первым семейным раритетом стал самовар. Вполне вероятно, что этот блестящий предок современных чайников потчевал горячим ароматным напитком еще русских купцов лет двести назад, ну а в музейную комнату Куцаковых попал благодаря прародителям Людмилы Викторовны, которые жили на Волге.  И сегодня самовар справляется со своими функциями. Когда собираются гости, подкидывает глава семьи дровишек, приделывает специальную трубу – знай подставляй чашки да смакуй чаек. Бесценны уникальные гармошки ручной работы. Одну из них на 75-летие талантливого музыканта Василия Журавлева сделал итальянский мастер Фантини. Другой голосистый инструмент помнит на своих клавишах и мехах руки Бориса Печугина, известного мастера, вошедшего в число лучших в России.
…Визит к этой семье был похож на путешествие в настоящую сказку. Здесь и чудеса, и доброта, и невероятная искренность, и трогающая до глубины сердца духовность. А в церкви не покидало ощущение истинного домашнего уюта. И это не удивительно, ведь Храм – колыбель и обитель для каждого из нас. А еще Николай Михайлович изготовил огромные деревянные кресты, которые местные жители, педагоги и ученики  установили после Крестного Хода на въезде в населенный пункт  и выезде из него, а также  на местном погосте. И это тоже знак того,  что живет на полесской земле Божья благодать.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика