«Детей надо любить». Лучшие чечерские педагоги о своей профессии

Каждый ребенок проходит через руки учителей. Важны и нужны все профессии, но педагоги все же выделяются из этого ряда: от них не меньше, чем от родителей, зависит, какими дети войдут в социум. Лучших наставников Чечерщины можно увидеть на баннере около райисполкома. Именно с этими преподавателями мы и поговорили об их работе.

Елена Малюкова, учитель истории и обществоведения гимназии:

– Полагаю, попасть в число лучших мне помогли мои ученики-стобалльники: таких в прошлом учебном году было двое. Они достигли максимального результата в ЦТ по обществоведению. Были близки еще две девочки, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

Действительно, кто-то считает важнейшими точные науки, но для всестороннего развития личности нужен багаж из разных областей. Еще древние говорили, что знания за плечами не носить: это не мешок – неизвестно, где и когда они пригодятся. Поэтому, когда утверждают, что математику или филологу не нужна история, я не соглашаюсь: быть Иванами, родства не помнящими, тоже неправильно.

История – стена, в которой следующий ряд – каждое новое поколение. Представьте, что одно из них уберут вместе со знаниями о нем. Что тогда будет с ныне живущим? Оно рухнет! Мы уже сталкиваемся с серьезной проблемой: пытаются заменять некоторые понятия, иначе трактуют события. Еще в Древнем Египте каждый новый правитель пытался перекроить сведения о старине под себя: имена, слова стирали и высекали со стен пирамид, чтобы память о них не осталась. Обществоведение – это вообще многогранная дисциплина. Здесь и психология, и социология, и культурология, и политология – все вместе. Жить в социуме, не зная его устоев, пожалуй, тоже неправильно.

Возможно, для некоторых молодых людей приоритет математики определяет не интеллектуальная составляющая, а материальная. В наше время многое измеряется деньгами, а точные науки дают возможность работать в высокооплачиваемых отраслях. Индустриальное и постиндустриальное общества накладывают свой отпечаток.

Многим хочется быть поближе к энергоносителям, компьютерным технологиям, а там как раз важна математика. Это точная наука, а история еще точнее. У нас нет понятия округления: если событие произошло 22 июня 1941 года, оно случилось именно тогда, а не 21-го или 23-го – написать приблизительно нельзя. Здесь важны логика, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять. К примеру, сегодня мы с девятиклассниками изучали оккупационный режим на территории Беларуси. Кажется, это было так давно, а ведь говорили о современности: о неофашистах, скинхедах – злободневных проблемах. Без знания прошлого понять это невозможно.

История помогает воспитывать детей. Все же мы не роботы, а люди: наши дисциплины – это душа. С этой точки зрения мы к ним и подходим.

Если ориентироваться на подход учеников, они оценивают важность гуманитарных предметов прагматически: смотрят, нужно ли им это для профориентации. Понимание их духовной необходимости, мне кажется, рождается со временем, когда мои выпускники приходят и говорят, что ездили в Хатынь и плакали, пересматривали фильмы, которые мы с ними обсуждали. Да, в школе ребята хотят подготовиться к ЦТ и поступить. А осознание придет позже: для этого нужны возраст, опыт и время.

Анна Евдокименко, учитель географии Мотневичской школы:

– Регулярно занимаемся с учащимися в разных направлениях. Одно из основных – научно-исследовательская деятельность. Как правило, работаем над экологическими и краеведческими проектами. Дети ежегодно участвуют на областных этапах конкурсов, где чаще всего занимают призовые места. В прошлом году мои подопечные попали в «призы» и на республиканском уровне. Юрий Лимонтов достиг успеха с работой по реке Чечера: мы изучали, как мелиорация влияет на природу прибрежной области. А Виктория Борисова стала первой с краеведческим исследованием «Роль родников в агрогородке Мотневичи».

Летом мы организуем экологические проекты по переработке мусора и сбору вторичных материалов. С ними участвуем в конкурсе «Юный натуралист»: в 2020-м второе место на «республике» заняла «Экологическая тропа ощущений» на территории нашего детского сада. А среди идей по использованию пластиковых предметов победила картина «Колибри», которую сделали из ручек, фломастеров, сломанных заколок, точилок и прочих отходов, которые обычно идут в мусорку.

Не забываем и об олимпиадах. Пока что самое большое достижение на этом поприще у восьмиклассницы Вики Борисовой, уже дважды попавшей на областной этап по трудовому обучению. Участвовать в республиканском ей еще не позволяет возраст.

Нельзя не вспомнить экскурсионный проект «Матнявічы – край азёраў», собравший в себе материалы наших предыдущих работ. В последнее время это, наверное, основное, на что обращается внимание.

Как удается привлекать детей? Доносим до них ценность их труда и организуем все так, чтобы они получали от него удовольствие. Стараемся заниматься несколькими делами сразу. Если идем на акцию «Чистый лес», одновременно убираем мусор, наводим порядок на закрепленных за нами могилах времен войны, устраиваем фотосессию, собираем материалы, которые впоследствии можно использовать для научных работ. И каждому из большой компании находится занятие по интересам.

Даем учащимся свободу. К примеру, стараемся, чтобы фотографировали ребята сами. Не у каждого ребенка в деревне есть свой телефон. Я же даю им камеру, дабы снимали самостоятельно – они с удовольствием этим занимаются.

Я работаю с детьми из старших классов, но они берут с собой младших братьев и сестер. Так у нас и меняются поколения. Есть восьмиклассник Максим Киреев, который привлекал свою сестру, когда та еще ходила в детский сад. Если условия позволяли взять ребенка, я не отказывала. Теперь Ксюша учится в третьем классе и недавно заняла второе место на республиканском конкурсе с работой по растительности нашего водоема.

Конечно, с сельскими детьми легче: они выносливее и смелее. Я работала в городе – там тоже находились ученики, которым это интересно, но они немножко более боязливые, потому что им непривычно. В деревне же ребята с радостью соглашаются на приключения в рамках разумного. Пойти в крапиву или болото для них не проблема.

Одна из моих подопечных, которая сейчас учится в одиннадцатом классе гимназии, планирует стать учителем географии. А многие выпускники в дальнейшем используют материалы наших исследований для своих научных работ – потом благодарят, что они им пригодились. Некоторые бывшие ученики продолжают нам помогать, пока у них есть такая возможность.

Коллегам посоветую быть в одной команде с детьми. Нельзя дать задание и ждать, пока они его выполнят – нужно учиться вместе с ними и помогать друг другу. Я сама многое беру от подопечных. Иногда их открытия для меня не новые, но стараюсь не показывать это, чтобы ученики радовались своим успехам. Хвалю достижения и рассказываю о них другим учителям, дабы ребята чувствовали, что их труд ценят. Иду всего на одну ступеньку выше, не сильно обгоняя юных исследователей».

Ирина Потапенко, учитель русского языка и литературы гимназии:

– В этом году я была классным руководителем выпускников, отправила в самостоятельное плавание и своего сына. Мои ученики отметились высоким средним баллом при сдаче централизованного тестирования по русскому языку. Многие ребята набрали больше 90, а Анастасия Кудрячева и вовсе достигла максимального результата. Все 27 поступили в вузы на бюджетную форму обучения. А для их родителей это главное.

Первым увидела результат сына и обрадовалась: итог был достойным – 78 баллов. Практически сразу же после этого получила сообщение от Насти Кудрячевой. Сперва не поверила – попросила ее посмотреть еще раз. Конечно, такие сюрпризы оставляют в приятном шоке, но от Насти я и ждала высоких показателей. После сдачи теста ученики обычно задают вопросы по спорным заданиям – если сильные ребята не допустили в них ошибок, можно ждать 100.

Достигать успехов удается за счет ежесекундной подготовки к урокам. Важно быть в тренде, все время двигаться вперед. Это кредо учителя: поколение меняется – ты меняешься вместе с ним.

Поддерживаю связь с большей частью своих выпускников. Уже даже учу детей некоторых из них. Близкие ученики – они обычно самые вредные – для меня вообще как сыновья и дочери! И это на всю жизнь. Бывшие подопечные мне помогают: когда у меня возникали сложные ситуации, первыми отозвались мои птенцы. Этим действительно могу похвастаться.

Самое главное – хорошее настроение. Всегда прихожу с ним, даже когда ругаю учеников. Ребята сами это замечают: «А потом еще и смеетесь». Детей надо любить, как бы парадоксально это ни звучало. Не стоит замыкаться: нужно беседовать, любить, уважать, ценить. И, честно скажу, мне это нравится.

Татьяна Асадчая, руководитель образцовой вокальной эстрадной студии «Дети солнца» РЦТДиМ:

– Работаю здесь с 2003 года. Создала вокальную студию «Дети солнца», которой руковожу и сейчас. В 2008-м она заслужила звание «Образцовый любительский коллектив. Мне же эти 18 лет принесли почти все награды, которые может иметь педагог: самая высокая из них – «Отличник образования Республики Беларусь».

Сейчас обучаются 23 ребенка от 6 до 17 лет, сформированных по разным возрастным группам, каждая из которых занимается по собственному расписанию и со своим репертуаром. Районные мероприятия без нас не обходятся, а гомельский Дворец творчества приглашает на областные и республиканские. Неоднократно были лауреатами международных конкурсов. А в 2021-м состав средней возрастной категории занял третье место в республиканском конкурсе детского творчества «Здравствуй, мир!» – своего рода олимпиаде для нашей сферы.

Часто слышим: «Что?! В Чечерске такой коллектив?» А что, у нас не такие люди? Такие же дети, которые живут, хотят развиваться, узнавать что-то новое, интересное. После таких разговоров даже обидно за ребят. Неважно, где живет человек, главное – как. Сама я приехала из Гомеля.

Дети выбирают разные профессии и редко идут вокальной дорогой. Наш приоритет – развивать их эстетически. Иногда родители приводят своих чад со скепсисом, называют их закрытыми. А уже через несколько занятий ребята начинают общаться друг с другом. Для них полезно ездить и обмениваться опытом со сверстниками. А внутри коллектива им помогают и старшие. Они ставят номера вместе с младшими, помогают им становиться лучше – все посемейному.

Работаем вместе с супругом: он аккомпаниатор и звукорежиссер, а я руководитель. Муж делает вокальные аранжировки, занимается звуком – словом, погружен в техническую часть. На моих плечах – костюмы для детей, декорации. Совместная работа нам только помогает. Для нас это еще хобби, жизнь. Дома обсуждаем, как позанимались, что стоит улучшить – все это постоянно с нами.

Когда кто-то из детей говорит: «У меня ничего не получается, я ничего не умею», – всегда отвечаю: «Было бы желание». Кто не хочет, ищет причины, желающий же находит возможности. Так оно и происходит. Наши ребята – очень трудолюбивые. Скажешь работать с утра до вечера – они будут это делать. Они хотят заниматься, горят этим, получают удовольствие. Это настроение передается и родителям. Взрослые видят, что их чада развиваются, и с радостью нам помогают.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика