«ВТОРАЯ МОСКВА» ПРЕВРАТИЛАСЬ В ОДИНОКИЙ ХУТОР

В 1862 году в д.Шиловичи насчитывалось 600 подворий, деревня считалась боярским поселением. Когда-то численность населения достигала более тысячи человек, ее в шутку люди называли второй Москвой. Работала корчма, кузница, школа, для местных жителей умелый мастер искусно шил модные сапожки и сандалии, в 1910 году действовало народное училище. В годы Великой Отечественной войны с поля боя не вернулось 168 воинов. Здесь родился и вырос белорусский певец, педагог Л.Ивашков.

От центральной автотрассы, что ведет на Меркуловичи, до населенного пункта Шиловичи расстояние в 2 километра. Дорога проторенная, надежная, но вот сама деревня за последние десятки лет опустела. Сегодня здесь основным свидетельством когда-то бурной крестьянской жизни являются всего 2 домовладения с численностью проживающих 4 человека. Когда редакционная машина въехала в деревню, сразу было не догадаться, где же среди густых зарослей бурьяна может быть человеческое жилище. Но тут на дороге появилась фигура женщины. Раиса Федоровна Лозовик спешила на ферму, где работает сторожем. С радостью встретила гостей и даже предложила испить колодезной водицы (на фото), а затем провела к соседям. Не менее радушно встретили заехавших горожан хозяева старенького, как и его обитатели, домовладения — Леонид Федорович Ходанович и Ольга Григорьевна Ковальчук. Наперебой они стали отвечать на вопросы журналиста относительно жизни в сельской глуши. «Нам здесь нравится, — улыбаются собеседники. – Ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу, книги читаем». О прошлом люди вспоминают с ностальгией. Леонид Федорович помнит многое из жизни односельчан. «После войны в соседней деревне Широкое было 99 девок и всего 5 мужиков, — рассказывает пенсионер. – Худо было и у нас, но зато люди жили гораздо веселее. А сейчас злые все какие-то, одни маты вокруг». Открытость души и доверчивость сельских жителей располагала к разговору. Они с удовольствием делились и радостями, и переживаниями. Волнует пожилых людей то, что кто-то выплеснул в их канаву горюче-смазочную смесь, и боятся, как бы рыба не сдохла. Высказали пожелание благоустроить местное кладбище, святое место все-таки. Просили выразить огромную благодарность водителю автолавки Александру Куксачеву, добрым словом вспомнили библиотекаря из Меркулович О.Г.Демидову, заведующую почтовым отделением Л.Л.Лукомскую, главврача амбулатории врача общей практики Игоря Дубинина и медсестру Т.Н.Кирбан.
…Прошло полчаса, час, а мы все не могли наговориться. Столько воспоминаний хотели передать приехавшему из райцентра журналисту люди! И то, как в детстве прямо с крыш катались на самодельных санках по снегу, а бабы ругали за это малых егозят. И то, как в голодный период с этих крыш снимали солому и скармливали скоту общественного стада. А еще, как при установке трансформаторной будки железобетонные сваи уходили глубоко в землю – она здесь болотистая, «топило», как называют его жители. И про горелое болото не забыли, и про две полеводческие бригады, в которых насчитывалось по 400 человек. Жизнь била ключом, и старики мечтают о ее возрождении. Но густые кустарниковые заросли и травостой все туже затягивают в свои объятия трухлеющие «бока» старых крестьянских изб, сужают границы придомовых территорий. Того и гляди – цапнет за ногу уж или гадюка. Но люди и к ним привыкли.
Гости в деревню приезжают не часто – на святую Радуницу посетить места предков да постоять на том месте, где «пуп закопан». Но эти четверо «робинзонов» не скучают, потому что любят свою землю, эти рвущиеся в небо березы и вольный простор. Чего-чего, а простора здесь хватает.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика