Максимум предусмотреть на земле, чтобы случайности не помешали в небе

Недавно у нашего города появились новые друзья в селе Кантемировка Варонежской области России. Изучая историю этого удивительного края, мы узнали о легендарном человеке, который посвятил свою жизнь авиации, участвовал в операции по освобождению Беларуси «Багратион», на своем штурмовике Ил-2 за годы войны совершил 222 боевых вылета.

Малая родина дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ефимова – то самое село Кантемировка. Несколько поколений в семье трудились на железной дороге, но летчик положил начало династии авиаторов. Школьником Александр ходил в авиакружок, затем был Ворошиловградский аэроклуб имени С.Лаваневского и военная авиационная школа. Там курсант узнал о начале войны.

В свой первый боевой полет 19-летний сержант поднялся 30 ноября 1942 года с полевого аэродрома Чертаново вблизи города-побратима Чечерска Волоколамска. Немцы стояли в 150 километрах от Москвы. «Мы вылетели для уничтожения эшелонов противника, – вспоминал Александр Николаевич в программе «На пути к Великой Победе» на канале «365 дней ТВ». – Нас пошло 4 экипажа, я четвертым шел. Отбомбились, развернулись, взяли курс на свой аэродром. И вдруг я смотрю: а бомбы-то я не сбросил! Сбросил реактивные снаряды, а бомбы забыл. Я разворачиваюсь, бросаю свои бомбы»… Молодой летчик оторвался от группы, сел на соседнем аэродроме, но удар попал в цель.

Задания следовали одно сложнее другого. Приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях с превосходящими силами врага. Одно из таких сражений произошло на Курской дуге 13 июля 1943 года. Советский ас не раз рассказывал о нем: «Под прикрытием пары истребителей наша четверка штурмовиков нанесла удачный бомбовый удар по вражеским огневым позициям. Мы уже возвращались назад, когда ведущий группы капитан Малинкин передал по радио: «Внимание!» И тут я увидел, что заставило командира резко изменить курс. Слева над нашим передним краем, замкнув круг, немецкие самолеты штурмовали нашу пехоту. Там было 13 «Мессершмиттов» и 4 «Фоккевульфа – 190». Их точное количество мы установили позже. Но в тот момент командир принял решение помочь пехоте, и это решение каждый из нас воспринял без малейшего колебания. 6 самолетов наших против 17-ти немецких. Эффект внезапного нападения оправдал себя полностью: боевой порядок «мессеров» нарушился, их ведущий метнулся в сторону, за ним прекратили штурмовку и остальные стервятники. Воздушный бой длился 27 минут. Около 400 пробоин насчитали механики в моем «Илье». В этом бою погиб наш командир эскадрильи капитан Малинкин. Погиб, помогая пехоте».

После старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром 2-й эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет! В 21 год он стал Героем Советского Союза, в 22 года капитан авиации Ефимов – дважды Герой Советского Союза. В каждом бою он мастерски наносил удары по самым сложным целям.

Приходилось пилоту выполнять задания, которые почему-то не считались боевыми (хотя и поручались самым опытным экипажам и имели важнейшее значение) – вести воздушную разведку. Таких вылетов было 47. На машине комэска слева от пулемета установили фотоаппарат, с которым работал воздушный стрелок. Теперь вместо устного доклада штаб получал фотопланшет. Было на Ил-2 Ефимова и немало других усовершенствований: в гондоле шасси был установлен фотоаппарат для контроля результатов вылета, в кабине стрелка – вторая приборная доска, на бронестекле нанесены метки, на капоте приклепаны штырьки для точного прицеливания, в фюзеляже установлена вторая радиостанция. В этом отразился характер летчика: не надеяться на «авось», максимум возможного предусмотреть на земле, чтобы случайности не помешали выполнению задания.

Накануне операции по освобождению Беларуси «Багратион» Александр Ефимов получил, казалось бы, невыполнимый приказ: на малой высоте провести панорамную съемку оборонительных позиций немцев. В назначенное время Ил-2 поднялся в воздух и взял курс на Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу – передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошел вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъемку. Немцы открыли бешеный огонь. Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает свое дело. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.

Александр Ефимов завершил войну в небе Берлина, после победы много учился и честно служил. В 1951 году окончил Военно-воздушную Академию, в 1957 – Академию Генштаба. Прошел все ступени служебной лестницы и в 1975 году получил воинское звание Маршал авиации, а с 1984 по 1990 годы был Главнокомандующим ВВС СССР. Он сделал все, чтобы наше поколение смотрело в мирное небо.

Лидия ХОРОШИЛОВА

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика