В Гомеле работает выставка народных художников СССР Алексея и Сергея Ткачевых

В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля работает выставка произведений Алексея и Сергея Ткачевыхвыдающихся классиков советского искусства, народных художников СССР. Ее предоставил Брянский областной художественный музейно-выставочный центр. 

Международный выставочный проект «Братья Ткачевы. Начало пути» был представлен сначала в Минске, в Национальном художественном музее, а затем под военизированной охраной доставлен в наш город. Уже стало традицией, что яркие крупные выставки после столицы прямиком попадают во Дворец Румянцевых и Паскевичей.

Спрашивается, зачем картины, состоящие из холста, масляной краски и багетовой рамы, перевозить как особо ценный груз под военизированной охраной? Ведь это не золото партии, не Янтарная комната, не алмазный фонд…

С такого вопроса директору Брянского выставочно-музейного центра Елене Клюевой начал открытие выставки гомельский телеведущий Александр Лупиненко. Ars longa vita brevis (Жизнь коротка, искусство долго) – такова суть интересного рассказа Елены Петровны Клюевой. Которая, к слову, сама художник и прекрасно осознает ценность настоящего искусства. Искусство надо беречь!

Трепетно относятся к раритетам не только музейщики. Гомельская публика с момента открытия выставки с большим вниманием и удовольствием рассматривает полотна двух великих русских мастеров, на которых выросло не одно поколение художников бывшего Советского Союза. Энергетика, о которой стало модно говорить в наше время, действительно у картин очень мощная. Она прослеживается и в канве сюжета, и в легком бегучем мазке кисти, с первого раза попадающего в цель. 

Выставка имеет определенное название, и в нем определенное смысловое наполнение. Начало жизненного пути и профессиональной дороги братьев Ткачевых связано с Беларусью, с Витебском и Минском. В нашу столицу в 50-е годы они попали после окончания Московского художественного института имени В. И. Сурикова. Их и нас вообще многое связывает: любовь к земле, простому трудящемуся человеку, деревне, детям и их матерям, советское прошлое, речь и менталитет. Язык искусства Ткачевых – это и наш родной язык, здесь не требуется переводчик.

В своей монографии «Братья Ткачевы. О том, что в памяти» Ткачевы рассказывают, как однажды «почувствовали, что окружающая художественная среда в Минске не способствует их развитию. Не об этом мы мечтали, когда учились и жили в Москве. Наши беспокойные и амбициозные натуры где-то глубоко внутри бунтовали…»

И вот после трехлетнего пребывания в белорусской столице, куда к ним перебрались из деревни Низок родители, братья снова в Москве. Там, где художественная жизнь интенсивно и бурно развивается во всех направлениях, где постоянно происходят столкновения на почве авторитетов и различных школ, где Ткачевы начинают быстро набирать высоту. И профессио­нального уровня, и социального.

Сергей и Алексей считают, что не было у них картин конъюнктурных, в угоду времени. Совпали, так случилось, представления художников о своем месте в искусстве и тенденции времени со ставшим нарицательным именем – соцреализм.

Частыми гостями в мастерской Ткачевых были известный писатель, фронтовик Виктор Астафьев, многие другие выдающиеся личности. Художник Гелий Коржев отмечал, что главная и основная черта творчества братьев Ткачевых – народность. Художники органически связаны с жизнью народа, с его думами и чаяниями. Борис Иогансон также говорил: «Простой мотив, который все видели сотни раз, написан одним дыханием. Из этого мотива сделана прекраснейшая вещь, которая волнует, наполняет душу радостью и светом». 

Суть искусства в эмоциональном – не рациональном – воздействии. Вот лишь некоторые отзывы зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых: «Сильно чувство сострадания по человеку, по России…», «по работам Ткачевых можно изучать советскую историю…», «буду считать, что мне повезло! Посмотрел вашу выставку. На сегодня – это нравственное очищение…» Встречаются и несколько другие мнения: о возникшем при просмотре «глубоком чувстве скорби», о «мрачном настрое авторов» и т. д. Было бы странно, если бы в унисон раздавались только хвалебные оды. Эмоции по-разному захватывают людей. По признанию огромного числа зрителей, побывавших на выставках братьев Ткачевых, «такое все русское, родное, и лица, и природа. Чудо!»

На афишу выставки вынесен фрагмент картины «На полянке». Ребятишки лежат по кругу в траве и слушают, как старшая девочка читает книгу вслух. У одной девчушки взгляд направлен прямо на зрителя, что помогает установить контакт, диалог с картиной, возможность более глубоко проникнуть в мир живописи. Сюжет совсем простой, будничный и как будто незамысловатый. А зритель мимо не пробегает, обязательно постоит, восхитится. И мастерством художников, и миром детства, ненавязчиво запечатленном на этом полотне. От такого трепетного контакта рождается восторг в душе. 

Братья сами признавались, что тема матерей и детей России преследовала их всю жизнь. В многодетной семье Ткачевых всегда говорили: «Старательный и в камень гвоздь вобьет». Эту нехитрую науку братья усвоили на редкость хорошо. В Брянском музее братьев Ткачевых имеются не только законченные произведения Сергея и Алексея. Множество подготовительных работ практически к каждой картине, наброски, этюды, эскизы, варианты композиций – все это также пополняет сокровищницу русского искусства в Брянске.

Каким должен быть художник и может ли сегодня он создать нечто значительное и волнующее? На этот вопрос братья Ткачевы, которым уже исполнилось 97 и 94 года, отвечают, что не нужно выкраивать свой стиль из чужих приемов, взятых напрокат. «Зрелость художника начинается с умения видеть жизнь, постигать ее действительные проблемы, с сознания того, что он хочет, должен и может сказать людям».

Великолепные образцы реалистической школы живописи Ткачевых будут экспонироваться во Дворце Румянцевых и Паскевичей до середины июля 2019 года. 

gp.by

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика