из деревни – никуда!

В небольшой спокойной Ивановке Ленинского сельсовета нынче тихо. Деревенские улицы онемели после катастрофы на Чернобыльской АЭС. А ведь когда-то здесь вовсю бурлила жизнь. В начале ХХ века в Ивановке насчитывалось 16 подворий, и в каждом имелась лошадь с подводой, овцы, корова, домашняя птица. Население составляло около 100 человек. К 1990 году деревня «разрослась» до 29 домовладений, но уже к 2000 году уменьшилась вдвое. Сегодня из сельских жителей остались лишь 6 семей, и в основном – одиноко проживающие. Остальные бывшие коренные обитатели приезжают лишь на могилы родственников, да и то не каждую Радуницу. Многие навещают местную жительницу Елену Пименовну Окуневу: отдохнуть с дороги, выпить рюмку горькой. Их воспоминания о прошлом не менее горьки, ибо всякий раз сердце ноет и плачет – чернобыльская трагедия опустошила дома и ранила души людей. В деревне все жили дружно, сплоченно. Кумились и женились, рожали детей. Очень много было девчонок, почитай по 2-3 в каждой семье. А когда они подрастали, женихи съезжались из Бердыжа, Наухович, Крысов и других окрестных поселений. Днем молодежь работает, а вечером – на танцы в Себровичский клуб. Елена Пименовна не стала дожидаться заезжего кавалера и вышла замуж за хорошего соседского парня, родила троих детей.
Глядя на домашний сыр и сладкий кулич, пенсионерка вспоминает, как тщательно сельчане готовились к Пасхе: вымывали драчом деревянные полы, пряли пряником белье у озера, резали кабанчика. На улице в этот день – шум и песни, звучала гармошка Николая Титкова. А назавтра – снова на работу: брать лен, зажинать в снопы рожь, пахать землю. После войны колхозные посевы обрабатывали на лошадях: бабы в фартуках навоз выносят на поля, а мужики следом с плугами ходят. Это уже после ручную работу заменила техника.
…Покинули отравленную мирным атомом родную землю уроженцы деревни Морозовы, Окуневы, Подобедовы. Никто уже не спешит к дядьке Андрею с заказом на валенки-катанки, давно не угощает односельчан теплым медом пчеловод Федор Бухтилов, мужики не выходят на завалинку «пососать табаку» да сплести лозовый кош. Только Валерий Акинчиц да Николай Ганжин соберутся по-соседски у старого колодца, обсудят домашние проблемы, да опять по домам. Бывает еще, что заглянет внезапный путник на огонек к Елене Пименовне, попьет чаю, что предложит гостеприимная хозяйка. А не то посидит на скамеечке у дома, развеет тоску пожилой женщины и – снова в путь. Так плавно и размеренно течет время в молчаливой деревушке. А вместе с ним уходят из жизни последние жители, которые не смогли оставить малую родину и решили для себя: из деревни – никуда! Человек оказался сильнее атома, устоял перед натиском чернобыльской беды. И все потому, что живет с верой и надеждой, что люди еще вернутся сюда. В край, где так звонко поют соловьи и дурманит голову смолистый запах леса.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика