Век живи – век ищи

IMG_3714Мои ровесники в свое время узнавали все тонкости исследовательской работы только на втором-третьем курсе университета. И большинство из них лишь в том случае, если утруждали себя самостоятельным написанием курсовых робот. Современное же поколение целенаправленно учится познавать мир сквозь призму научно-экспериментального поиска еще с детского сада. А за школьной скамьей уже с легкостью рождаются целые конкурентоспособные работы.
Исследовательская деятельность в учреждениях образования – относительно новое веяние (порядка пяти лет). Это своего рода реализация Я-концепции, направленной на самостоятельный поиск и самообучение. С одной стороны данный вид деятельности способствует развитию прагматических склонностей у ребенка, но при этом без творческого подхода не обходится. За доказательством обращаемся к самим ребятам и их наставникам.
Оказывается, исследовательская работа – привычное дело как для учеников среднего и старшего звена, так и для младшеклассников. К примеру, совсем недавно Оксана Потипко из залесской школы с V открытого фестиваля исследовательских работ учащихся «Книга – начало начал каждой науки» привезла диплом первой степени. Занималась с 11-классницей учитель белорусского языка и литературы Наталья Алексеевна Латышева. В прошлом году на конференции «Гимназическая весна» была признана лучшей работа Николая Морозова под руководством Марины Николаевны Мещаниковой. Тему выбрали одну из самых актуальных в нашем регионе. На оборудовании в учебно-консультационном центре по радиационной безопасности исследовали продукцию с частных подворий. Работая с молоком, отметили, что у одних сельчан оно чистое, а у других присутствуют небольшие дозы радиационного загрязнения. Для дальнейших исследований взяли сено у тех же хозяев. В нем-то и крылась причина парадокса. Аналогичную работу провели с овощами. Картофель и морковь из семи населенных пунктов Залесского сельсовета не превышают нормы загрязнения. Однако оно больше там, где хозяева используют в качестве удобрения золу. А вот с дарами леса ситуация куда печальней. Грибы из недр «зеленой нивы» в тысячи раз превышают допустимые показания радиационного загрязнения. При этом выращенные на приусадебном участке вешенки имеют минимальные показания. Эти эксперименты – только небольшая часть исследовательской деятельности учащихся данного учреждения образования. Здесь ежегодно проводят не только захватывающую работу по изучению окружающего мира, но и подводят итоги на внутришкольной конференции «Майские чтения». А сейчас третьеклассницы вместе с педагогом Татьяной Михайловной Атрощенко готовятся ко второму этапу областного конкурса исследовательских проектов «Окружающий мир глазами детей». Девочки изучали свойства электрического тока. В первом этапе данного конкурса участвовали многие школы района и гимназия, однако во второй вышли две работы. Жюри также заинтересовали выводы Артема Насени из оторской школы, который под руководством педагога Елены Ивановны Сафроненко изучал свойства плесени. Ученик и наставник опытным путем определили, что плесень – живой организм, так как она растет и размножается. Этот проект тоже далеко не единственное подтверждение успешной исследовательской деятельности в данной школе. В прошлом учебном году Юлия Корхова стала дипломантом областной экологической молодежной конференции. Вместе с учителем биологии Натальей Алексеевной Михалковской изучали влияние автотранспорта на придорожную растительность. А на нынешней «Гимназической весне» выводы ребят о вреде кока-колы под руководством того же педагога заняли третье место.
Особую роль исследовательской деятельности отводят и в гимназии города. Недавно довелось побывать там на своего рода показательном выступлении старшеклассников перед подрастающей сменой. Учащиеся десятых классов познакомили присутствующих со своими лучшими работами. Признаться, даже не все студенты так уверенно держатся на защите курсовых и дипломных проектов, как эти хрупкие барышни, которые рассуждали на глубокие темы. Не обошлось и без творческой составляющей. К примеру, Елена Костюкова настолько прониклась образом Наташи Ростовой, которому посвящено исследование девушки, что самостоятельно проиллюстрировала всю работу. В итоге из рисунков автора организована персональная выставка в фойе гимназии. Научный руководитель Наталья Николаевна Рослякова охотно поддержала инициативу Елены. Качественное исследование и чудесный белорусский язык представила Ольга Приступа. С учителем белорусского языка и литературы Валентиной Алексеевной Дегтеровой десятиклассница рассуждала на тему «Хлеб – жыцця ўсяго аснова». Не менее изящно излагала мысли на родном языке и Екатерина Новикова, которая вместе с учителем истории Николаем Ивановичем Лагойкиным изучала особенности школьного образования на Чечерщине в конце 19 – начале 20 столетий. Под его же руководством Алена Алешкевич заострила внимание на истории иконописи Чечерщины. Для мероприятия выбраны названные работы неспроста – все они удостоены призовых мест в различных конкурсах.
Сегодня каждой школе есть что рассказать о данной деятельности. А значит, ребята растут вдумчивые и рассудительные.
Наталья СУВАЛОВА.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика