ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ВИТОВТУ

oleg-belousov
Посмотреть в глаза великому князю Витовту и не только есть возможность у чечерян. В местном историко-этнографическом музее действует выставка – историческая реконструкция «Радавод. Успамін пра Вялікае княства Літоўскае» талантливого фотографа, заведующего отделом фотоиллюстраций областной газеты «Гомельская праўда» Олега Белоусова. Кажется, из тьмы столетий шагнули магнаты, рыцари Тевтонского ордена  и обычные жители средневековья. Каждый снимок сопровождает краткий авторский текст. В общем, интересно. Действительно есть ощущение присутствия. Выставка продлится до 12 декабря.
Нам удалось пообщаться и с автором проекта.
– Как в душе уживаются фотокорреспондент и фотохудожник?
– Уживаются, ведь в основе все равно лежит фото. Конечно, не всегда хочется делать то, что заставляют. Но если подходить творчески к съемке, то шедевр может получиться из любого события. Пожалуй, самое полезное в работе в газете – возможность общения с людьми разных профессий и даже с теми, кто далек от публичности, но может сильно повлиять на открытии темы для арт-проекта. Главное – посмотреть на обыденные вещи «другими глазами».
– Откуда появился интерес к исторической теме?
– Как ни странно, в школе история меня не интересовала вообще. Но вопросы «кто мы», «откуда пришли», «зачем живем на земле», «почему умираем» и «куда уходим» волновали всегда. Шел долгий поиск ответов на эти вопросы – через Библию, историю древнего мира, археологию, литературу. Фотопроект «Радавод. Успамін пра Вялікае княства Літоўскае» родился после 2005 года. До него я не знал ни истории Беларуси, ни ВКЛ. Искал свои темы в пейзажах, портретной фотографии, пытался снимать рекламу. Знакомство с руководителем группы средневековой музыки «Стары Ольса» Змитером Сосновским стало знаковым. Мои предки жили в центральной Украине, на Кубани, в Крыму. Поэтому Беларусь я воспринимал как чужую страну. Открытием стало то, что история Великого княжества Литовского – наше общее прошлое. Вскоре я «попал» на эту тему.
– Персонажи фоторабот – кто они?
– Во время съемок клипа «Старого Ольсы» я познакомился с клубами исторической реконструкции в Минске, а потом и в Гомеле. Поразился, насколько одержимы эти люди историей своей страны. Казалось, нет детали, которой бы они не знали. А то, что эти люди делали из ткани, дерева, металла руками – это было непостижимо. Я понял, что их надо снимать во что бы то ни стало. Так стал зарождаться проект. Люди на фотографиях – студенты, преподаватели, музыканты, реставраторы, есть среди них даже профессиональные сварщики и токари.  Главное, что в той, средневековой жизни, они ощущают себя, быть может, более настоящими, чем в этой.
– Почему фоном выбран черный свет?
– Мне показалось, что для съемки этого проекта наиболее уместно подходила эстетика голландцев. Да, я бредил тогда Рембрандтом, а процесс создания портретов шутя сравнивал со средневековым фотосалоном.  Черный фон позволяет целиком концентрировать внимание зрителя на портретируемом.
– Что вдохновляет сейчас?
– Ой, очень многое. С годами жить становится все интереснее. Столько планов, желаний, хотений. Сейчас «болею» темой белорусской этнографии. Недавно выставлял крымские пейзажи и живописные этюды. Лет пятнадцать вынашиваю фотоассоциации на тему поэзии Леси Украинки и Максима Богдановича. Чувствую, что идея уже созрела.
– Какое впечатление от Чечерска?
– Очень сожалею, что был в Чечерске не так часто, как в Ветковском районе. Это богатейший край народной культуры. Очень хочу проехать по деревням. А самому Чечерску очень повезло и с ландшафтом, и с визитными карточками города – ратушей и церковью.  Если грамотно вложить средства в парк и спуск к реке, можно создать неописуемый по красоте уголок. Главное, как мне кажется, в этом деле все взвесить и не экономить на действительно стоящем проекте.
Лидия
ХОРОШИЛОВА.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика