УЗНИК КОНЦЛАГЕРЯ «ТРОСТЕНЕЦ»

Доморацкий Роман
В дорогу журналиста позвал телефонный звонок ветерана Великой Отечественной войны Романа Антоновича Доморацкого из д.Покоть. Услышав как-то информацию и посмотрев по телевизору выступление Президента нашей страны относительно проявленной жестокости и зверства фашистов к узникам концлагеря Тростенец, рассказал один важный эпизод из своей жизни.
Перед войной 15-летний подросток отправился к родственнице под Минск искать себе работу. Редко бывая в подобных путешествиях, мальчишка проехал нужную остановку и сошел на станции Сетча, здесь и остался. Его зачислили в бригаду по добыче торфа, поселили в бараке с такими же, как он, бездомными работягами. Там-то юноша и познакомился с Павлом Верещако. Мужчина лет 35-ти был малоразговорчив, необщителен и скрытен. Потому сведений о его социальном положении, откуда он родом не сохранилось в памяти ветерана. «Однажды Павел ушел пешком в Минск, – рассказывает Роман Антонович. – Ждем его день, ждем два – а он не возвращается. Мы уже заволновались. Вдруг является… Худой, мрачный, голодный. Мы к нему – что да как, где был? Оказывается, в самом центре столицы Верещако попал в немецкую облаву. Окружив людей, фрицы посадили их в машины и отвезли в Тростенец». Эта фабрика смерти проглатывала людей, как печная топка. Ежедневно, по рассказам Павла, из-за колючей проволоки под током, с территории в 200 гектаров выносили больше сотни умерших.  Людям не давали встать с земли, чуть поднял голову – сразу пуля. Есть было нечего. Как-то немцы перебросили через ограждение два мешка сухарей, в давке за этим нищенским «угощением» толпа задавила несколько человек…
Изголодавшийся и удрученный мужчина, попавший в безжалостные лапы врага, уже готовился к смерти. Лежа на земле, он грелся под слабыми лучами солнца и дремал. Вдруг ощутил, как кто-то несмело трогает его за руку. Открыв глаза, увидел перед собой женщину. «Я пришла искать своего мужа, – прошептала она. – Заплатила охраннику за выкуп, но не нашла. Если хочешь жить, пойдем со мной». Так Павел Верещако оказался на свободе. Вскоре его забрали на фронт. Сам же ветеран тогда ушел в партизаны. А после войны Р.Доморацкий посетил Сетчу и узнал у знакомых, что его товарищ погиб на фронте.
Во всех местах, связанных с деятельностью Тростенца,  в период с 1941 по 1944 годы погибло порядка 206,5 тысячи человек. Но, возможно, что жертв гораздо больше.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика