Прошедшие сквозь смерть познали цену хлебу и свободе

Мария Гребенькова.

День освобождения узников фашистских концлагерей, отмечаемый в мире 11 апреля, повод еще раз вспомнить о том, какую боль и страдания приносит война, и насколько велико счастье жить на цветущей свободной земле.

Названия фабрик смерти «Озаричи», «Тростенец», «Освенцим», «Бухенвальд» и тысячи других вражеских острогов хорошо известны всему мировому сообществу. Здесь безжалостно уничтожали людей, подвергая их невообразимым пыткам и геноциду. Заключенные – мирные граждане и военнослужащие, партизаны и подпольщики – подвергались массовому истреблению ежедневно. Они умирали от голода, болезней и истязаний. На территории нашей страны враги создали более 260 лагерей смерти. Самым страшным было живьем сгореть в печи крематория или задохнуться в газовой камере. Многие подвергались медицинским экспериментам, у них брали кровь для солдат рейха, в том числе у детей. Крупнейшим сборным донорским пунктом в Беларуси был детский концентрационный лагерь в Красном Береге. Туда сгоняли ребятишек разных возрастов из Рогачевского, Добрушского, Стрешинского, Жлобинского и других районов, у которых нацисты «высасывали» кровь от 8 до 16 раз. А когда те умирали, им на смену привозили новых доноров.

С 1933 по 1945 годы через концлагеря прошло около 20 миллионов человек из 30 стран мира, погибло около 12 миллионов узников, при этом каждый пятый – ребенок.

Среди фашистских невольников, испытавших на себе гнет оккупационного режима, были и жители нашего края. Жительница Нисимкович Юлия Селюкова вместе с матерью, пятью сестрами и братьями была заключена за колючую проволоку Озаричского лагеря. Под открытым небом, в слякоть и стужу, без еды, среди больных тифом она все же сумела выжить. Хрупкая 9-летняя девчушка выстояла наперекор нацистскому террору, чтобы потом рассказать потомкам о нечеловеческих пытках и поведать о великом мужестве тех, кто противостоял врагу своей непоколебимой волей и силой духа. Ей повезло, как и другим мальчишкам и девчонкам, вырвавшимся из лап детоубийц.

Юлия Селюкова.

Избежала смерти от рук палачей концлагеря «Нойенгамме» чечерянка Александра Ганжина, познала на себе тяготы жизни в тесном бараке угнанная в рабство Анна Авдеева, прошла через испытания изнурительным трудом Мария Гребенькова, вернулась домой из немецкого плена Софья Ганжина. Эти и другие узники, как никто другой, познали цену хлебу и мирному небу, спокойному сну и счастливым улыбкам детей. Они – свидетели геноцида и прямой укор чужой агрессии.

Анна Авдеева.

Валентина БОГДАНОВИЧ.
Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика