О реформе органов принудительного исполнения

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов с 1 января 2014 года в Республике Беларусь создана и  начала функционировать новая единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и исполнительных документов. Соответствующий Указ №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» был подписан президентом Республики Беларусь 29 ноября 2013 года.
Безусловно, настоящий Указ является лишь началом и отправной точкой в установлении и правовом регулировании новой системы принудительного исполнения.
Главное нововведение Указа – вывод системы исполнения из компетенции судебной власти и создание единой системы органов принудительного исполнения во главе с Министерством юстиции Республики Беларусь.
В систему органов принудительного исполнения входит главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции (возглавляет систему); управления и отделы  принудительного исполнения в качестве структурных подразделений в управления юстиции исполкомов (территориальные органы принудительного исполнения). Главный судебный исполнитель, он же начальник главного управления принудительного исполнения.
Согласно Указу процессуальное обжалование  постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей осуществляется сторонами исполнительного производства в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия и его решения, в суд по месту исполнения исполнительного документа.
Исполнение исполнительных документов осуществляют судебные исполнители, которые наделены соответствующими правами и обязанностями. Требования по принудительному исполнению документов обязательны для всех граждан, в том, числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь. Задачей органов принудительного исполнения является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
С образованием системы органов принудительного исполнения значительно расширились процессуальные полномочия судебных исполнителей, которым передано разрешение ряда вопросов, ранее относившихся к исключительной компетенции суда.
Так, в настоящее время судебные исполнители наделены полномочиями по разрешению вопросов прекращения исполнительного производства, объявления должников в розыск, направления в регистрирующие и иные органы и организации запросов на предмет наличия у должников имущества, денежных средств и т.д.
При принудительном совершении действий имущественного  взыскания согласно постановлению судебного исполнителя с должника подлежит взысканию 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
Для повышения оперативности исполнения  ведутся профессиональные поисковые системы должников и их имущества. Совместно с ГАИ ведется розыск транспорта должников. Применяются такие меры, как ограничение права выезда за пределы страны и права управления транспортными средствами.
На следующих этапах реформы органов принудительного исполнения необходимо совершенствование ее структуры, кадровое насыщение,  более полное материальное обеспечение, повышение профессионального уровня всех работников, дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы принудительного исполнения.
Для создания стройной и четкой системы законодательства в сфере принудительного исполнения необходимо учитывать как его самостоятельный характер, так и процессуальные особенности, связанные с теми принципами, на которых оно построено и со строгой последовательностью в осуществлении исполнительных действий.
Е.Рыкунова, судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Чечерского района.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика