БЕЗ МАЛОГО ВЕК ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК

Прожитые годы пенсионерка из Чечерска Александра Ивановна Добрина не может вспоминать без внутреннего трепета: довоенное детство, период немецкой оккупации, угон в Германию, восстановление мирной жизни. Через многое пришлось пройти, выстрадать, претерпеть.
Людей в чужой военной униформе, шныряющих по дворам, она боялась не меньше остальных. На начало войны ей исполнилось 17 лет, и осознание происходящего четко отпечаталось в ее памяти. Вместе с другими она решила спастись от немецкой агрессии бегством. Но далеко уйти не удалось – баба Шура одна из тех, кто стал свидетелем жестокой расправы оккупантов над деревней Репище. Каратели вместе с полицаями окружили поселение, подожгли дома, гражданское население – стариков, женщин и детей привели в лес к глубокому рву и уже хотели расстрелять. Но тут поступил новый приказ, людей вывели на дорогу и в принудительном порядке погнали в сторону Довска, а оттуда дальше и дальше, вплоть до Белостока. Там Александра Ивановна работала сразу на трех ткацких станках текстильной фабрики, шила солдатам третьего рейха матрацы и одеяла. А затем – прямиком в Германию. В городе Бухау ее определили в лагерь для военных летчиков и заставили убирать бараки. В 1945 году части Красной Армии освободили заложников рабского труда и отправили по домам. Но Сашиного дома не было – он сгорел дотла, потому некоторое время погорельцы приютились у родной сестры, где в стесненной обстановке проживало девять душ. В 1955 году, поддавшись общему порыву, женщина уезжает на освоение целинных земель, оставив на воспитание матери дочь Валентину. Трудилась в совхозе им.Мичурина комендантом, заведующей складом. А когда через пять лет возвратилась домой, купили с мужем жилье и начали его обустраивать. На это время в семье появилась еще одна девочка, и нужно было создавать для детей нормальные бытовые условия.
Почти весь трудовой период Александра Ивановна вела бухгалтерские дела, сводила дебет с кредитом, подсчитывала прибыль, и даже после выхода на заслуженный отдых еще семь лет исправно ходила на работу. Давно остались в прошлом и голодные годы 1940-х, и фашистская неволя, и долгая дорога в качестве трудового десанта – всего и не перечислишь, лишь медали «Ветеран труда», «За освоение целинных земель» и «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» могут красноречиво рассказать о богатой трудовой биографии. А о материнских переживаниях и родительской опеке поведают глубокие морщины на лице да натруженные женские руки. Прикоснуться к ним с любовью и расцеловать шершавые ладони поспешат в эту субботу родные и близкие Александры Ивановны – 23 февраля ей исполняется 90 лет. Почти век человеческих страданий, волнений и изнурительного труда. Но были и приятные минуты, званые застолья и трогательные встречи. И, конечно же, звучали песни, ведь какое пиршество без гармони и частушки, а голос у женщины звонкий, заводной. Кто знает, может и в этот раз она сможет затянуть народную застольную. На то оно и торжество, чтобы встретить его шумно и весело. А там – и до 95-летия недалеко. Собирай, баба Шура, капитал к очередному юбилею, жди гостей!
