Как не стать жертвой мошенников

Люди старшего поколения в силу своего возраста и состояния здоровья могут стать легким объектом совершения преступлений. Самый простой из них – банальная кража.
В квартиру пожилого человека под видом сотрудника социальной службы, поликлиники, ЖКХ – кого угодно проникают мошенники. Пока один из них отвлекает хозяина, другой обшаривает жилище в поисках денег и ценностей. Как избежать обмана?
Совет простой – не впускать незнакомых людей или требовать подтверждающие личность и профессиональную принадлежность документы. Можно позвонить в организацию, работником которой представился посетитель, и уточнить, числится ли он в штате. Не храните денежные средства в шкафах с бельем и других легкодоступных местах, лучше положить на счет в банк. Самый новомодный вид обмана с многочисленными вариациями – дистанционное мошенничество. Злоумышленники звонят по телефону или присылают sms с каким-либо пугающим известием и тут же предлагают решение проблемы. Вариантов таких историй множество: попавший в беду близкий, которому немедленно нужна круглая сумма, чтобы откупиться от следователя, или на срочную операцию. Или просьба якобы от милиции помочь разоблачить преступника, для чего ему надо передать некую сумму, чтобы взять с поличным. Либо сообщение из «поликлиники» о якобы плохих анализах, поэтому надо срочно приобрести определенные лекарства и др.
Если человеку звонят с незнакомого номера и представляются родственником, сотрудники МВД рекомендуют положить трубку, дозвониться до родственника по знакомому вам номеру и уточнить, правда ли он попал в неприятность. А если он не возьмет трубку, наберите другим родственникам. Также нужно перезванивать в отделение милиции, где просят содействия в поимке преступника. Если вам сообщили, что вы больны и нуждаетесь в срочной госпитализации, не принимайте поспешных решений. Позвоните людям, которым полностью доверяете, и расскажите о телефонном звонке, спросите совета. Это не займет много времени. А лечение следует обсуждать с врачом. Есть еще варианты со звонками из «радиостанций» с сообщениями о крупном лотерейном выигрыше, о каких-то компенсациях, положенных пенсионерам, о якобы попытках несанкционированного списания денег с банковской карты, о несуществующих коммунальных долгах, за которые начисляется пеня. Пенсионера убеждают оплатить госпошлину, транспортные расходы или сообщить секретные данные своей карты. Здесь опять же рекомендуется проверять информацию, перезвонив в расщедрившуюся ни с того ни с сего организацию. А данные банковской карты вообще никому нельзя сообщать – настоящий работник банка никогда об этом не спросит.
Более упрощенная схема – навязывание людям ненужных им услуг и товаров. А в итоге это – перепродажа втридорога того, что стоит намного дешевле. Что предлагают такие мошенники? Говорят: мы из ЖЭКа, нужно поменять газовый, водяной или электрический счетчик. Или, мол, давайте окна отрегулируем. В доме тараканы и клопы, требуется санобработка. Для пенсионеров у нас техника, лекарства, посуда со скидкой. Вам положено бесплатное медицинское обследование на дому. Подпишите петицию за справедливость. Надпись «кредитный договор» пусть вас не смущает – это просто форма такая…
Кстати, вот еще одна хитрость: если на оплату услуг или товаров у пенсионера нет денег, мошенники предлагают кредит. Опасность в том, что фирма мошенников может работать официально, и в случае подписания договора оснований для возбуждения уголовного дела нет. Вернуть деньги невозможно, а при неуплате по кредиту аферисты могут даже подать в суд.
Если вы столкнулись с подобными ситуациями, соблюдайте элементарные правила безопасности, не нужно впадать в панику и в любой непонятной ситуации звоните в соответствующие службы.