СЕЛЬСОВЕТ – ДЕРЕВЕНСКАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

Как должна работать власть базового уровня? Каждый сельсовет должен быть своего рода деревенской службой спасения, первой инстанцией, куда люди приходят за помощью. Огород вспахать, дров привезти, крышу залатать, забор починить, дерево срезать…
На Чечерщине сегодня 96 населенных пунктов, 7 сельсоветов, на территории которых проживает более 7 тысяч человек. Как решаются злободневные вопросы сельчан? Об этом наш разговор с председателем Чечерского районного Совета депутатов С.Малюковым.

– Сергей Александрович, могут ли сегодня сельсоветы считаться значительной силой? В состоянии ли они на местах разрешать проблемы людей, делать их жизнь более качественной и комфортной?
– В районный Совет депутатов избрано 30 депутатов,  в сельские Советы депутатов – 77. Значительно обновился кадровый состав председателей Советов. Среди них стало больше молодежи, все они женщины с высшим образованием. Можно сказать, что благодаря Указу № 21 первичный уровень государственной власти стал работать более эффективно. Указ подвел нормативно-правовую базу под деятельность Советов, повысил их статус. Можно так сказать — председатели сельских Советов в основном получили то, что хотели, чего долгое время добивались. В документе были учтены практически все их просьбы. Со временем акценты сместились в плоскость практической деятельности. Нынешние председатели сельсоветов стараются оперативно решать возникающие у сельчан вопросы, участвуют в работе смотровых комиссий, что в конечном итоге позволяет повысить безопасность проживания одиноких и престарелых людей.    
– Этот указ дал возможность сельсовету экономически стать более самостоятельным, самому думать о бюджете Совета, укреплять его. Каким образом сегодня это можно сделать?
– Наполняемость бюджетов сельсоветов — одна из важнейших функций органов власти на местах. Используя предоставленные указом права, председатели сельских Советов депутатов на местах должны создавать условия для активного перемещения малого и среднего бизнеса в глубинку. От сельисполкомов теперь зависит многое. Это, в частности, регистрация агроусадеб, выделение им земельных участков, развитие фермерства в регионе, строительство на селе. Сельсоветам предоставлено право регулировать распорядок работы организаций, обслуживающих население. И в эти вопросы председатели сельсоветов вмешиваются довольно часто. И речь здесь идет не только о магазинах и комплексных приемных пунктах, а и об учреждениях образования и культуры. К примеру, в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” Советы, исполкомы и местные администрации в пределах предоставленных им полномочий вправе устанавливать нормативы участия предприятий, организаций, учреждений, объединений и других юридических лиц, расположенных на подведомственной им территории, в развитии социальной и инженерной инфраструктуры.
– Еще один источник пополнения дохода сельсовета, который позволяет решать многие повседневные проблемы, — это самообложение. В советские времена оно широко использовалось. А как теперь?
– Да, раньше это была довольно распространенная практика. Самообложение сельского населения было введено еще в 1937 году Постановлением ЦИК и СНК СССР. А проводилось оно на селе и в дачных поселках по постановлению, принятому большинством голосов на общем собрании жителей сельсовета. Собранные путем самообложения средства не включались в бюджет сельсовета, а расходовались сверх него. На какие нужды и в каких размерах они будут расходоваться, устанавливало общее собрание граждан. В советские времена самообложением на Гомельщине занимались повсеместно. В 1983 году Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь “О самообложении сельского населения” подтверждались его основные принципы. 4 рубля в год — таков был предельный размер платежей для хозяйств колхозников, рабочих, служащих и других граждан. А несколько лет назад этот указ был отменен. В то же время принимаемым ежегодно законом о бюджете предусматривается включать в состав бюджета средства всех внебюджетных фондов, создаваемых местными Советами в соответствии с законодательством. Собранные средства во внебюджетные фонды, как правило, направляются на самые неотложные сельские нужды: благоустройство, ремонт колодцев, водопроводов, приведение в порядок мест захоронения. Добровольные взносы — существенное подспорье для сельсоветов. Так, собранные в прошлом году самообложением деньги в Чечерском районе, а это более 24 миллионов рублей, пошли на техобслуживание и оплату электроэнергии уличного освещения, уборку несанкционированных свалок, благоустройство территорий общего пользования, техническое обслуживание и содержание колодцев, ремонт дорог и улиц, проведение социально-культурных мероприятий. Наиболее плодотворной оказалась эта деятельность в Меркуловичском, Полесском и Оторском сельсоветах. В законе есть целая статья, в которой предусматривается проведение самообложения на действующих ранее принципах и включение средств самообложения в состав бюджета. Географически выгодное положение Залесского и Оторского сельсоветов позволили здесь более продуктивно работать с людьми по созданию агроусадеб. Земли н.п. Городовка, Турищевичи пользуются повышенным спросом в этом плане. Но и в Меркуловичском сельсовете, где не протекает река Сож, сельчанин постарался и создал усадьбу «Пчелиный рай», услугами которой широко пользуются не только жители республики. Людям надо помогать не на словах, а на деле, тогда власти будут доверять. Ведь что в деревне нужно? Вспахать огород, заготовить корма, убрать урожай, привезти стройматериалы, почистить колодец, запастись топливом. И если председатель сельсовета может все эти проблемы оперативно решить, он сразу становится настоящим хозяином на своей территории.
– Благоустройство – одна из главных тем в районе. Расскажите об этом подробнее.
– Отдельный вопрос – наведение порядка на земле и комплексное обустройство населенных пунктов, производственных и социальных объектов и прилегающих к ним территорий. Органы местной власти активно работали по привлечению граждан в работу по благоустройству населенных пунктов. В 2011 году значительные суммы денежных средств были вложены в снос ветхих и аварийных пустующих строений. В 2011 году снесено 184 ветхих и аварийных пустующих строения (в 2010 году – 140), ликвидировано 315 аварийных деревьев, 230 стихийных свалок, благоустроено 82 кладбища, очищено и отремонтировано 76 шахтных колодцев, передано в сельскохозяйственный оборот 557,4 гектара земли, распахано 54,8 гектара, ликвидировано 18 512 метров негодной изгороди, установлено 11 086 метров новых ограждений, приведено в порядок 28 мини-полигонов, установлено 208 малых архитектурных форм, приведено в надлежащее состояние 629 домовладений граждан. Это, конечно же, пока не впечатляющие результаты, но значительный шаг вперед уже явно наметился. Здесь нужно отметить Оторский и Нисимковичский сельсоветы, которые наиболее активно решали поставленные перед ними задачи по вопросам благоустройства и наведения порядка в населенных пунктах. Эта работа будет и в дальнейшем оставаться актуальной для нашего региона. И нам необходимо найти такие слова и формы деятельности, которые не оставят безучастными и равнодушными сельчан, добиться, чтобы в благоустройство населенных пунктов включились все жители района.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика