Люди из поселка Дружбичи Ровковичского сельсовета могли бы рассказать многое об этом населенном пункте.
Супруги Лобачевы уже 56 лет живут душа в душу. Они родили и вырастили шестеро детей, построили собственный большой дом, дождались 11 внуков и троих правнуков. Лариса Александровна прекрасная труженица и хорошая хозяйка, умелая рукодельница, все у нее гладко да ловко получается. Когда была моложе, избиралась старейшиной деревни. Нынче все ее заботы лишь о доме, о детях и муже. За привлекательные глаза и густую косу полюбил ее когда-то гармонист Володя. Не один раз на деревенских вечеринках, когда веселил народ, ловил на себе девичий пронзительный взгляд. Едва начинали звучать первые аккорды двухрядки, Лариса пускалась в пляс, а парень любовался ее статной фигурой. А вскоре прислал в дом сватов. Ох, и веселая была свадьба!
– Как мне ее не любить, – улыбается мужчина. – Она же у меня красавица, шестеро детей родила. С ней и век коротать.
Кроме любви друг к другу, эти люди пронесли по жизни чувство преданности родной земле. Владимир Малахович за отличную многолетнюю работу в сельском хозяйстве был награжден медалью «За доблестный труд», имеет Почетные знаки победителя соцсоревнований 1974, 1975 и 1979 годов. Сейчас он инвалид 2 группы, но оптимизма и жажды жизни не теряет. В стенах родного дома нет места скуке. Помогает бороться с плохим настроением гармошка. Как закипит в душе, берет двухрядку и «давит» на клавиши. Звенит гармонь, льется звонкая песня и отступает уныние. А летом и вовсе тосковать некогда – в гости приехали внуки, с ними не соскучишься.
История деревни, как и история рождения человека, у каждой своя. Люди из поселка Дружбичи Ровковичского сельсовета могли бы рассказать многое об этом населенном пункте. Да только вот не осталось здесь старожилов. Три года назад в возрасте 103 года умерла одна из самых старых жителей– бабка Домна. Теперь место долгожителя Дружбич занял 77-летний Владимир Лобачев, который и поведал кое-какие исторические подробности местного крестьянского быта.
Еще от своего деда он слышал, будто их поселку более 200 лет. Тогда это была средняя по тем меркам деревня Мокрень. Свое название она получила от множества болот и болотного мха. Сплошная топь и вода окружали поселение. Женщины прямо за огородами, в ложбинах и на заливных лугах «прали» пряником самотканые сорочки. Жили, как на острове. Но в июле 1925 года, на православный праздник Петра и Павла, деревня наполовину сгорела – в дымоходе одного из домов воспламенилась сажа. Тут же вспыхнула соломенная крыша, а от нее огонь покатил дальше. Так как избы стояли вплотную, то пламя в считанные часы уничтожило большую часть человеческого жилья. В 1926 году рядом с пожарищем люди начали возводить новые строения. Деревню назвали Курганне, ибо неподалеку располагалась гряда насыпей-курганов. Говорят, еще в войну со шведами здесь устанавливались своеобразные возвышения для защиты от врага. Они и сейчас видны, вот только добраться туда сложно – все заросло травой.
В 1964 году населенный пункт получил статус поселка и новое название. Дружбичами, по рассказам Владимира Малаховича, его назвали потому, что население обеих деревень – Курганне и Мокрень – жило в мире и согласии, а дети совместно играли в салки и классики. Сейчас здесь осталось всего 13 дворов, на улице тишина. А когда-то у одного только Никиты Лобачева по лавкам сидело 18 детей. Его жену Меланью в поселке нарекли Сорокой – словно крикливые сорочата разбегутся ее малыши по округе, успевай лишь пересчитывать. Родили 14 детей супруги Матрена Исааковна и Михаил Яковлевич Поляковы. Теперь уже их правнуки растят свое потомство.
Были и печальные примеры из жизни села. Во время раскулачивания семьи Василевских и Плескачевских, которые имели много земли и жили зажиточно, репрессировали. Их посчитали за врагов народа. А теперь здесь – широкий простор действий, засевай поля и собирай урожай, да вот некому.
Приблизительно в конце
30-х прошлого столетия в поселке построили школу, а когда там учиться стало некому, открыли магазин. В деревенской кузнице работал Парфен Балахонов, целыми днями стучал он по наковальне тяжелым молотом. Несли заказы на изготовление мебели и вместительных сундуков местному столяру Ивану Бакановичу, а обеспечивал все местное население, отвозил на городской рынок коши да корзины мастер-лозоплетельщик Игнат Мизгаров. Почти в каждом дворе в то время люди изготавливали теплые «валенцы». Имелась в поселке и колхозная отара овец, а также были своя конюшня, коровник. Сегодня здесь не услышишь лясканья пуги, сено растет прямо на улице – коси, сколько хочешь, однако душистый корм никому не нужен и лишь нарушает санитарный порядок. А молочко местным жителям доставляет передвижная автолавка. Вот такая небольшая история о поселке Ровковичского сельсовета Дружбичи и его жителях.
