Когда началась война, Марии Андреевне Селезневой из п.Закриничный было всего 13 лет.
Когда началась война, Марии Андреевне Селезневой из п.Закриничный было всего 13 лет. Уходя на фронт, ее отец Андрей Николаевич оставил четверо малолетних ребятишек и беременную жену. Столкнувшись глаза в глаза со смертью, солдат написал домой письмо со словами: «Настя, береги детей». Увидеть своих кровиночек самому так и не случилось – он погиб на поле брани.
А в деревне в это время хозяйничали враги. Мария Андреевна вспоминает, как впервые увидела фашистов у колодца, как испугалась и побежала с этой новостью к матери. Жить под немецким сапогом оказалось непросто, однако деваться было некуда. Люди не только выживали, но и помогали бойцам Советской Армии. Так, однажды в дом Марии Андреевны прибился совесткий военнопленный, которого временно здесь приютили, а второго беженца выдала за своего родственника соседка. Так и остались Василий Стопорев и Виктор Егоров на временном иждивении у сердобольных женщин. Когда немцы вместе с другими мужчинами поселка арестовали бойцов, пришлось выкупать их у охранников за сало и самогон. Но как-то раз всех собрали и погнали в Германию. Где-то под Смоленском Василий вновь бежал из плена и попал к партизанам, а затем влился в ряды освободительной армии. Дошел до Берлина и в ноябре 1945 года прислал своим спасителям черно-белое фото.
…Наступила осень 1943 года, а затем долгожданный День Победы. Фашистов разгромили, но не вернулись в свои семьи отец Марии и еще многие односельчане, среди которых 18-летний Николай Ермаков, Константин Ермаков, братья Степан и Андрей Фащенко. Из троих сыновей Евмена Щербакова двое остались лежать в сырой земле. В деревне Деды Могилевской области похоронен Антон Ермаков. И только родные Адама Конашкова, Емельяна Концевенко, Ивана Щербакова, Василия Концевенко, да еще нескольких мужчин смогли обнять героев-победителей. Имена всех погибших и тех односельчан, кто воевал за свободу, хорошо помнит Мария Андреевна Селезнева. Ей никогда не забыть ни этих лет, ни этой боли.
