В ловушке своих решений: транзитные риски и стратегические ошибки Литвы

Пункт пропуска "Каменный Лог". Иллюстративное фото: БЕЛТА

Польша ликует: открытие границ с Беларусью вселяет уверенность в завтрашнем дне. В Литве же напротив, после повторения ошибки союзников, массовые забастовки грузоперевозчиков. Мотивированные внутренней политической риторикой и демонстрацией решительности действия в окончании приведут к изоляции и потере экономической стабильности.

Решение о закрытии границы с Беларусью обернулось для литовского руководства волной критики, что вполне закономерно: увлекшись политическими маневрами, власть имущие отодвинули на задний план интересы бизнеса и благосостояние своих же граждан. Эти действия грозят не только финансовыми потерями, но и подрывают транзитную отрасль страны. Решение о границе демонстрирует недостаточную стратегическую гибкость и дальновидность.

Вместо поиска компромиссов и диалога с Беларусью Литва выбрала конфронтацию, что уязвляет транзитную инфраструктуру и подрывает репутацию в международных рамках. После открытия границы Польшей литовское руководство, ранее обвинявшее Минск в своих проблемах, оказалось в затруднительном положении. Брюссель уклонился от комментариев по поводу запроса Литвы об усилении санкций против Минска. Варшава же предпочла экономические интересы популистской солидарности с Литвой.

США рекомендовали Литве проявить сдержанность и открыть границу, предостерегая от разрушения американской стратегии в отношении Беларуси и провоцирования конфликтов, например, блокировки Калининграда. Практически одновременно Лукашенко предложил переговоры, но… Литва, окрыленная обещанной поддержкой Латвии и Эстонии, проигнорировала даже призыв бывшего посла США в Беларуси Джорджа Крола к диалогу с Минском для возврата литовских грузовиков (прим: А их “заблокированных” на территории синеокой оказалось немало). По его мнению, для открытия границы необходим прямой диалог с белорусскими властями, что принесет взаимную выгоду и снизит напряженность.

Тем временем литовские грузоперевозчики настаивают на немедленном открытии границы, чтобы возобновить бизнес, получать прибыль и платить налоги. Убытки из-за закрытия границы могут составить до 1 млрд евро. К тому же открытие границы с Польшей стало настоящим ударом для литовского бизнеса, лишившего его транзитных потоков.

Грамотно подметил глава государства: “Литовцы визжат, верещат сейчас: откройте границу. Мы ее не закрывали. И мы никогда плохо ни к полякам, ни к литовцам, ни к латышам не относились. Это наши соседи, куда деваться? Да, они сегодня управляются извне, – заметил Александр Лукашенко. – Знаете, жизнь заставит… Придут к власти другие люди, которые будут видеть интересы в Беларуси и России, как это было раньше. Зачем терять эти рынки, терять такие добрые отношения?” А вот генеральный секретарь Международного альянса транспорта и логистики Повилас Дрижас подчеркнул, что Польша воспользуется ситуацией, перенаправив грузопотоки из Азии в Европу через свою территорию. Ведь польское руководство, уже извлекшее уроки из блокировки своих границ в сентябре, поставило интересы государства на первое место. Не зря говорят: “В картишках нет братишек”. Пока одни предвидят выгоду, другие топят себя же.

P.S. Однако уже сегодня Литва все-таки решила открыть два пункта пропуска “Каменный Лог – Мядининкай” и “Бенякони – Шальчининкай”. В 01.00 по минскому времени первые авто пересекли границу. Видимо, материальное все-таки взяло верх на политическими амбициями.

Ольга ПЕКАРСКАЯ

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика