Как защититься от интернет-мошенников
Иллюстративное фото из открытых источников
Желая приобрести товар на интернет-платформе, чечерянка внесла предоплату в размере 500 рублей, а в результате – ни товара, ни денег.
Другая подобным образом лишилась почти 2000 рублей. Продажа несуществующих товаров, по словам правоохранителей, является самой распространенной схемой аферистов. Мошенники публикуют объявление на сайте, например, предлагают технику, получают предоплату от жертвы и перестают выходить на связь.
Вторым по популярности способом стал фишинг через поддельные страницы для оплаты товаров или услуг. Аферисты отправляют ссылки, ведущие на сайт, имитирующий страницу известного сервиса. Жертва вводит на сайте свои банковские реквизиты, после чего они попадают к мошенникам.
Кроме того, иногда злоумышленники вымогают деньги под видом возврата средств. После неудачного платежа, часто инсценированного, мошенник, представляясь службой поддержки, предлагает “вернуть деньги”. Для этого он запрашивает данные карты или код из СМС. Еще одним распространенным способом является кража данных через удаленный доступ или вредоносное программное обеспечение, а также социальную инженерию. В последнем случае мошенники имитируют взлом или кражу аккаунта жертвы и после этого связываются с ней от лица сотрудников банка или других официальных лиц и требуют перевести деньги на “безопасный счет” или сообщить конфиденциальную информацию.
В последнее время к уже названным добавилась схема с представителем сотовой связи. Злоумышленники звонят через мессенджер, представляясь сотрудником сотового оператора. Под предлогом окончания действия договора на услуги связи или необходимости обновить приложение компании они просят выполнить ряд действий. Лжесотрудник отправляет ссылку для скачивания программы. Все действия требуется выполнять строго по его алгоритму. При этом мошенник может даже попросить включить видеосвязь, чтобы полностью контролировать жертву. Когда потерпевший устанавливает рекомендованное приложение, которое является фейковым, но максимально похожим на оригинальное, он предоставляет злоумышленникам полный доступ к своему телефону. Это позволяет аферистам получить данные из социальных сетей, мессенджеров, интернет-банкинга и другую конфиденциальную информацию.
Правоохранители обращают внимание: просьба озвучить персональные данные, такие как ФИО, номер паспорта или личный номер, место проживания, номер карты и коды и так далее, – повод насторожиться и прекратить разговор.
Ольга ПЕКАРСКАЯ
