Владимир Карчевский: о подвигах героев мы забывать не вправе

Иллюстративное фото из открытых источников
До тех пор, пока имена героев Великой Отечественной будут звучать на устах их наследников, солдатам той страшной и кровопролитной войны жить в народной памяти. И они всегда тесным строем, невидимой тенью будут стоять у нас за спиной.
Мастер лесохозяйственного участка спецлесхоза Владимир Карчевский особенно трепетно относится к военной тематике еще и по той причине, что оба его деда прошли сквозь пламя войны. К счастью, обоим посчастливилось обмануть смерть, хотя она смотрела им в глаза.

Семен Трофимович Мельников из Рудни-Бартоломеевской встретил войну в 30-летнем возрасте. В армию призвался осенью 1943-го. Сапер саперного взвода 889-й стрелкового полка 197-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта вместе с двумя товарищами обезвредил более 400 вражеских мин только лишь на одном участке дороги протяженностью 8 километров у Потаповки на Бобруйском направлении. А после очередного полученного тяжелого ранения осколком мины в стопу с повреждением пяточной кости больше воевать не мог. С двумя орденами Красной Звезды и медалью «За победу над Германией» вернулся домой. Умер герой в 1951 году из-за осложнения полученной травмы. Не менее тернистый путь прошел и второй дед. Сапожных дел мастер Василий Малеев на начало войны служил в Красной армии. Оттуда – на фронт. Но в сентябре 1941-го пехотинец-минометчик попал в плен в 15 километрах западнее литовского города Каунас. Выжить в суровых лагерных условиях было нелегко, и все же он сумел это сделать и снова встал в строй. Его супруга Мария Васильевна смогла обнять мужа в августе 1945 года, когда стрелок 5-й запасной стрелковой дивизии прибыл с английского острова Герзай с орденом Отечественной войны 2-й степени на груди.
Владимир Карчевский не просто чтит память своих героев, но и ведет поисковую работу, поддерживая связь с российским поисковым отрядом. В лесных массивах ждут «возвращения к жизни» безымянные могилы бойцов сороковых. Совместно с историко-этнографическим музеем и своими силами Владимир Петрович пытается установить имена и место гибели солдат Победы. Иногда это удается. Так, при его содействии тракторист Чечерского лесничества Александр Евмененко отыскал в лесном массиве в Мещанском лесу фрагмент кирпичной кладки с надписью: «Мы стоим насмерть», где впоследствии был обустроен музей под открытым небом «Чечерский рубеж». А в прошлом году по просьбе обратившегося жителя из Барнаула Юрия Горбунова было установлено, что его дед, стрелок 348-й стрелковой дивизии Федор Сергеевич, пал смертью храбрых 31 октября 1943-го в районе ныне выселенной деревни Себровичи и впоследствии вместе с сослуживцами Шулюповым и Кукниным перезахоронен на Замковой горе. В настоящее время Владимир Карчевский занят поисками сбитого в небе над чечерской землей русского летчика. А также родственники ищут захоронения рядового Федора Даниловича Акимова из Кемеровской области и красноармейца Карпа Федотовича Бондаренко из Новосибирска. В списке безвозвратных потерь значится, что бойцы погибли в конце ноября 1943-го в саду у пожарной каланчи в Чечерске. Неизвестно также, кто лежит в 67-м квартале Чечерского лесничества у Подозерья. Одинокую могилу облагородил лесник Геннадий Комаренко, установив над надгробьем металлический крест. И у Владимира Карчевского теплится надежда узнать данные об убитом.
– Для меня важно сохранить историческую память о подвиге наших отцов и дедов, чтобы передать ее подрастающему поколению, – говорит Владимир Петрович. – С годами более глубоко осознаешь, насколько был трудным и героическим путь к победе, и каких жертв это стоило. Мы не должны забывать прошлое…
Валентина ПРАНКЕВИЧ