В ФАШИСТСКОЙ МЯСОРУБКЕ

Говоря о перенесенных страданиях советского народа во время Великой Отечественной, мы, в первую очередь, скорбим о погибших солдатах, партизанах, подпольщиках и воспеваем им хвалу и славу. А уже потом пересчитываем потери среди мирного населения. И понимаем, что простым гражданам, семьям военнослужащих тоже досталось вдоволь горького военного хлеба. Многие понесли жестокую расплату собственными жизнями за то, что их отцы, мужья и сыновья воевали на фронте, ушли в лес или стали разведчиками.
На гражданском кладбище в д.Средние Малыничи есть особое захоронение. Под слоем сырой земли упокоены души расстрелянных осенью 1941 года партизанских жен. Об этой трагедии газета рассказывала уже дважды со слов живого свидетеля Нины Емельяновны Дмитраковой, а сегодня стали известны еще некоторые факты событий тех лет. Как известно, среди убитых три женщины – Юлия Романовна Козлова, Анна Яковлевна Карманова и Зоя Якимовна Новикова. Муж последней ушел в лес, забрав с собой двоих старших детей. А младший Александр остался дома и не попал под дуло фашистского автоматчика лишь по счастливой случайности: когда бургомистр позвал женщин якобы на общее собрание и отвел обреченных на смерть в сарай на окраине поселения, мальчишка «носился» где-то по деревне. А когда тревожные слухи дошли и до него, заплаканный босой семилетний мальчик прибежал на место трагедии и ужаснулся – вокруг лужи крови, от разрывных пуль тела расстрелянных оказались изуродованы. Босоногого мальчугана односельчане оттащили в сторону, обули в материны валенки и отвели к родственникам, так как возвратиться домой не было возможности – немцы его тут же подожгли вместе с двумя остальными. Но на этом страдания подростка не закончились, через некоторое время Сашу заключили в один из немецких концлагерей в г.Гомеле. «Есть было нечего, – восстанавливает в памяти воспоминания мужа жительница деревни Елена Федоровна Новикова. – Вот только соль откуда-то доставали узники: насыплют в тряпочку, пососут, запьют холодной водой – тем и утоляли голод». А чуть позже кто-то из родственников, переехавших жить в соседние Нивки, уговорил местного старосту и сироту забрали из неволи.
Растерзанные тела погибших односельчане похоронили на сельском кладбище в одной яме. Каждый раз в День Победы жители Средних Малынич ликовали и праздновали свое освобождение, а Александр Степанович горько плакал – в эти минуты он вновь переживал страшные минуты военного детства. Остался на поле брани и отец Елены Федоровны, поэтому 9 Мая супруги встречали в скорби. Долгое время женщина добивалась увековечивания памяти убитых, обращалась к местным властям с просьбой обозначить это святое место соответствующей табличкой. Не найдя понимания, она заказала надгробную надпись за собственные средства с молитвой к Богу об упокоении душ усопших. Но этого мало. Важно, чтобы о фашистском варварстве помнили люди и хоть раз в год сюда приносили цветы. «Я скоро умру, кто ж тогда позаботится?», – с волнением в голосе говорит Елена Федоровна. Действительно, несправедливо по отношению к погибшим, а потому, как сообщила директор историко-этнографического музея Е.Новикова, в настоящее время ведутся необходимые мероприятия по постановке на учет и благоустройству могилы жертв фашизма. Это наш долг и святая обязанность – быть благодарными и чуткими к памяти тех, кто попал в фашистскую мясорубку, и дорожить своей свободой.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика