Сохраняя память о прошлом, сберегаем наше будущее
Валентина Пранкевич. Фото Ольги Пекарской
Сегодня, 82 года назад, наш город бомбили немецкие самолеты. Тогда же погибло немало мирных граждан, и чечеряне впервые узнали, что такое война и смерть от рук оккупанта.
Казалось бы, минуло так много лет и страхи позади, пора бы все забыть и оставить в прошлом. Но на это у нас нет права, потому что мы все – оттуда, из роковых и кровавых сороковых. Ведь если бы не высокая самоотверженность, мужество и геройская выдержка наших отцов и дедов, на благодатной белорусской земле уже хозяйничали бы чужаки, а ныне живущих не было бы в этом мире вовсе. Трудно даже представить, как выглядели бы чечерские просторы, какие посевы взрастил бы фашист на плодородных лугах и нивах, если б за свободу и независимость Отчизны на бой с захватчиком не поднялись они – советские солдаты, офицеры, подпольщики, простые жители. Они сражались, побеждали, погибали, но не сдавались и верили в победу над врагом. Это мы знаем, что жертвы были не напрасны. А тогда, в далеком 1941-м люди могли лишь предполагать и надеяться, что справедливость восторжествует, солнце снова улыбнется и согреет своим привычным мирным теплом дома, цветы, деревья, реки и счастливые лица детей. И они отважно бились за эту мечту, бросались под гусеницы танков, мерзли в окопах и взрывали мосты. У них была сильная воля, крепкие нервы и твердый дух. Они без раздумий подставляли грудь под дуло автомата, прикрывали своим телом товарища, умирали от пыток. А еще очень хотели жить, ведь каждого дома кто-то ждал. Но многие навсегда остались лежать там, где их застала пуля. В лесном массиве у Будища стоит одинокий холмик со скупой надписью «Медсестра Татьяна». Кто она, где ее корни? По рассказам местных жителей, в сентябре 43-го одна из частей регулярной Красной Армии отправила группу бойцов в разведку. По пути они столкнулись с немецким обозом, завязался бой. Пятеро советских красноармейцев погибли, а с ними и молоденькая медсестра, которая оказывала помощь раненому офицеру.
Долго искали своего отца дети Федора Колесника из Украины, погибшего и похороненного у Городовки. Лишь в мае 2011 года на могилу рядового пехотинца смогли приехать его 75-летний сын Александр и дочь Галина. Там же похоронен ефрейтор 438-го стрелкового полка 129-й стрелковой дивизии, украинец Николай Тихненко. Когда гитлеровцы напали на Советский Союз, ему было всего 17. Война застала парня в родном узбекском городе Термез. Оттуда он ушел на фронт в связисты. В октябре 1943-го пал смертью храбрых в лесу под Городовкой. Также через 78 лет стало известно полное имя водителя Алексея Мухина из Орловской области, и на надгробной плите в лесу под Пехтерово оно было выгравировано «золотыми» буквами. Долгое время некто Дробышевские из России навещали могилу родственника, расстрелянного в огороде дома Шляпникова по ул.Интернациональной в Чечерске.
Все они защищали наш край, нашу жизнь, нашу землю. И сколько их, совсем еще юных и безусых парней так и не узнали радости победного салюта. Бесстрашием и отвагой прославили свой край и чечеряне. Сотни из них не вернулись назад: погибли в бою, скончались от ран, пропали без вести. Но сегодня они все с нами, ибо пока о них помнят, забвению места нет. И все то хорошее, что мы совершаем для своего и блага народа, – заслуга солдата Победы.
