Как не попасть под статью Уголовного кодекса за повышение цен без основания

С 20 октября в Беларуси определена новая система ценового регулирования. Предусмотрено это постановлением Совмина №713 «О системе регулирования цен». Бизнесу, формируя цены, теперь приходится скрупулезно разбираться, что можно делать, а какие шаги категорически запрещены по новым правилам. «ЧВ» узнал у заместителя председателя райисполкома Натальи Пшеничных, как же теперь работать, чтобы не оказаться под уголовным преследованием. Ведь нормы Директивы №10 «О недопустимости роста цен» пока никто не отменял, а документ этот предполагает, что виновные в несоблюдении ценового законодательства «несут ответственность, вплоть до уголовной».

– Наталья Александровна, понимание нюансов имеет большое значение. Отсюда и первый вопрос: какие товары подлежат госрегулированию?

– Согласно постановлению Совмина №713, госрегулирование цен касается только товаров для населения. В контролируемом перечне нового постановления указано 370 товарных позиций: 138 – продовольственных и 232 – непродовольственных. Для каждого из видов установлены свои максимальные торговые надбавки. Есть и важные нюансы, которые нужно обязательно иметь в виду. Цены на остатки товаров должны быть приведены в течение пяти рабочих дней в соответствие с постановлением. Дооценка субъектами торговли остатков товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров не допускается.

– На прилавках наших магазинов гораздо шире ассортимент, нежели 370 позиций. Что не вошло под регулирование цен?

– Под контроль не попали топливо, алкоголь, табак, лекарства. Они регулируются другими нормативными документами и другими госорганами. Не подлежат госрегулированию также магазины беспошлинной торговли, продукция общественного питания, военного назначения и товары, бывшие в употреблении. Хочу обратить внимание, что услуги тоже пока не регулируются. Для розничной и оптовой торговли установлено простое правило – использование торговой надбавки в пределах установленной в приложении к постановлению.

– А что необходимо согласовывать и с какими органами?

– Производитель с 20 октября текущего года повысить отпускные цены на потребительские товары может только по согласованию с госорганом в зависимости от подчинения. Согласование отпускных цен согласно постановлению является административной процедурой. В тоже время постановление №713 позволяет производителям самостоятельно, без получения согласования в госорганах, устанавливать отпускные цены на новые потребительские товары при условии применения норматива рентабельности не выше 10%.

– Что может относиться к новым товарам?

– Под новой подразумевается продукция, впервые запущенная в производство. Например, если раньше компания не выпускала товар, а сейчас стала его изготавливать, это будет считаться новым товаром или продукция уже производилась, но была не менее чем на 30% усовершенствована по сравнению с ранее выпускаемой.

– Вернемся к согласованию. Для каких еще видов товаров оно не требуется?

– Эта процедура допускается в случае, если цены устанавливаются на уровне, действовавшем до проведения акционных и скидочных мероприятий. Либо при поставке потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или при изменении условий поставки по действующим договорам – если устанавливаемые цены не выше действовавших на 19 октября 2022 в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках.

– Скажите, могут ли отказать в согласовании? И по каким причинам?

– В согласовании отпускных цен могут отказать, если заявитель не представит документы или сведения, предусмотренные регламентом админпроцедуры, или в документах обнаружат неполные или недостоверные данные, либо экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар посчитают недостаточным.

Предприятие – производитель обращается в облисполком с пакетом документов. Предварительно документы рассматриваются структурными подразделениями по отраслевому направлению деятельности и готовится заключение о целесообразности (нецелесообразности) согласования повышения цен. Решение принимается комиссией, созданной при облисполкоме. У МАРТа появилось право вносить обязательное для выполнения предписание о признании решения утратившим силу, если не выполняется установленный параметр по индексу потребительских цен.

– Наталья Александровна, а как формируются цены иностранного производителя?

– Отпускные цены на потребительские товары иностранного производства устанавливаются организациями-импортерами самостоятельно. Импортерам теперь нужно формировать цены с учетом надбавки, определенной правительством. Но не только в этом заключаются новшества. Ранее компаниям, которые ввозили товар, не требовалось готовить обоснование контрактной цены и хранить эту информацию. Теперь все это делать нужно в обязательном порядке. У импортера должно быть обоснование всей цепочки поставки продукции в Беларусь: контрактная цена, таможенные платежи, расходы по доставке товара, обязательное страхование, если требуется, иные расходы и надбавка импортера.

– Несет ли субъект торговли ответственность за корректность формирования цены импортером?

– Субъекты торговли должны формировать надбавку к цене производителя, которая указана в товарно-транспортной накладной. За надбавку, которую применил импортер, торговля ответственность не несет.

– Наталья Александровна, на ваш взгляд, какая ключевая новация заложена в новый документ по системе регулирования цен?

– Начну с того, что в постановлении №713 четко прописано, что облисполкомы обязаны обеспечить поставки отечественных товаров на рынок «под полную потребность», чтобы не допустить дефицита. А Минсельхозпрод установит верхний ценовой предел на производимое в отрасли сырье – от зерна до яиц.

Благодаря новому документу, будет установлен единый порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости. Отраслевые органы смогут устанавливать особенности. Производители, импортеры, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение потребительских товаров из стабфондов, заготовительные организации будут составлять экономические расчеты по разработанной единой методике калькулирования, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары и хранить их уже с 1 ноября. Отмечу, что для контроля в товарно-транспортных накладных и ТН теперь обязательно необходимо указывать такие сведения, как установление цен на потребительские товары: отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая); оптовая надбавка; иная информация о структуре цены.

Считаю, что ценовой контроль по всей цепочке поставок белорусских и импортных товаров – и есть ключевая особенность новых правил работы на потребительском рынке для всех субъектов хозяйствования. Цель этих новаций – цены на прилавках должны стать более «справедливыми». На этом акцентировал внимание глава государства на совещании, где поднимался вопрос о ценах. По мнению Александра Лукашенко, именно справедливость, а не себестоимость, должна лежать в основе цен, которые формируются на потребительском рынке.

– И давайте уточним, кто может прийти в магазин с проверкой ценообразования?

– Областные, городские, районные исполкомы, а также местные администрации наделены правом на проведение госконтроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании. Это могут быть как выборочные и внеплановые проверки, так и меры профилактического и предупредительного характера. Ранее такие полномочия были только у МАРТ и КГК.

– Какие первостепенные задачи стоят перед горрайисполкомами?

– С учетом того, что постановлением №713 определяет новые «правила игры» для розничной торговли, а именно: для них согласование цены не требуется, любая торговая организация должна руководствоваться только предельными торговыми надбавками согласно приложению. До 26 октября 2022 года цены на остатки товаров должны быть приведены в соответствие с постановлением №713, фактически должна быть проведена уценка товара. Работа должна быть проведена без закрытия объектов по надуманным причинам. С 10 ноября 2022 года организации торговли должны согласовывать ассортиментные перечни товаров в горрайисполкомах.

Беседовала Ирина МАРЧЕНКО.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика