Надежда Черненкова знает цену хлебу и теплу

Глядя по телевизору на происходящее в мире, 90-летняя пенсионерка из Красного Берега Надежда Черненкова лишь вздыхает и качает головой: почему на земле столько злобы и разрушений.

Те, кто прошел сквозь Великую Отечественную, отлично знают цену мирной жизни и достатку на столе. Близки эти понятия и Надежде Егоровне. Она на себе испытала холод, голод и разруху, глядела в глаза смерти.

Перед войной жила в Скартыни Кормянского района. Вот-вот должны были прийти немцы, с неба уже вовсю били вражеские пулеметы, самолеты сбрасывали на землю смертоносные бомбы. В страхе жители деревни укрылись в блиндажах. Один из боеприпасов попал как раз туда, где прятались родственники Надежды Егоровны. Вся семья погибла, их похоронили там же. А вскоре нагрянули гитлеровцы. Крестьяне были вынуждены вернуться в свои дома, но там уже хозяйничали враги. Ходили по дворам, забирали скот и птицу, грабили погреба и клети. А потом собрали население и повели в сторону Днепра. В Меркуловичах сельчан загнали в большое гумно. Поднялась паника, люди думали, что их сожгут. Но утром колону отправили дальше, до Церковья, что на Будакошелевщине. Матери Надежды Егоровны с детьми и золовкой удалось спрятаться в каком-то подполе. Через день они направились в обратный путь. А на дороге – сплошные мины. Чудом добрались до дома, а там – ни крупинки, фашисты вынесли все. Только гораздо большая беда ждала впереди – заболела и умерла мать 13- летней девочки, оставив на ее руках младшего братика Ваню и шестимесячную сестричку. «Ты старшая, береги детей, не бросай их», – умирая, завещала женщина.

Мамин наказ Надежда Егоровна выполнила. Чтоб поднять девчушку на ноги, за 6 километров ходила за молоком. Однажды за ней увязались волки. Благо, удалось заскочить в какой-то сарай. Когда после войны ребят хотели отправить в приют, заботиться о них стала тетя Маланья. До тех пор, пока с фронта не вернулся отец. А потом в доме поселилась новая хозяйка, ведь мужчине одному воспитывать троих малышей – дело непростое. Вскоре один за другим появилось еще шестеро детей. Как прокормить такую ораву?

«Пекли хлеб из желудей, который можно было есть лишь свежим, потому что после его и «топором не разрубишь», – вспоминает пенсионерка. – Но и его не хватало. Отец говорил нам: вы, дети, кусайте хлеб один раз, а щавеля – три ложки. Да и тот собирали, где могли. А вот вкуснее всего были лепешки из картофельных гнилушек…».

Когда девочка подросла, отправилась в Гомель. Одеть и обуть нечего. Натянула на ноги ботинки – один советский, один немецкий, да и поехала.

Вышла замуж, вернулась на Чечерщину, дождалась супруга с армии, родила 5 дочек и сына. Поселившись в Красном Береге, работала вначале посудомойкой в столовой, затем 10 лет на пилораме леспромхоза плечом к плечу с мужиками, еще 22 года без выходных в откормочном пункте выращивала свиней. Награждена медалями Материнства и ветерана труда, двумя «За трудовое отличие», двумя нагрудными знаками победителя соцсоревнования.

Но главнее всего была семья. Ее родословное древо – это 6 детей, 18 внуков, 12 правнуков и уже 2 праправнука. «Богатая», – улыбнулась я. «Ага, богатая, зато и «горбатая», – отшутилась Надежда Егоровна, подразумевая, каких усилий стоило вырастить и дать путевку в жизнь не только своим кровиночкам, но и сестре Марии, которая теперь для престарелой женщины как мать. Надежде Егоровне 90, и слезы радости за близких смешиваются с солью печали: похоронила мужа, невестку, внука, тяжело болеет дочь. Однако колесо судьбы не остановить, все идет своим чередом. И жизнь по-прежнему прекрасна, ведь есть те, кому ты дорог и нужен.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика