Лекарство от яда чернобыля

Чернобыльская трагедия… Годы идут вперед. Но у беды, что свалилась на наши головы 36 лет назад, нет прошедшего времени.

Как и в прошлом году, как и многими годами ранее, и нынче придем к мемориалу отселенным деревням, чтобы почтить их память, мысленно возвратиться к пережитым когда-то событиям и рассказать о них детям. Воспоминания звучат как набат, как предупреждение. Мирный атом, вырвавшийся из-под контроля, натворил в одночасье столько бед и сегодня отдается болью утрат.

Пожар на 4-м энергоблоке принес шок и ужас. Первую строку в истории всенародного подвига написали пожарные, которые ценой своих жизней и здоровья остановили пламя. Началась эвакуация из зоны радиоактивного загрязнения. Эвакуация… Это слово, подзабытое со времен Великой Отечественной, ворвалось в мирную жизнь как ураган. Встревоженные, растерянные, заплаканные люди покидали свои дома, улицы, деревни и поселки… Уезжали с хрупкой надеждой – еще вернутся в родные места. Но сады и луга, поля, реки, леса, все постройки оказались отравленными радиационным ядом. На карте появилось это зловещее пятно – запретная зона.

Несли свою вахту ликвидаторы. Проводилась масштабная дезактивация почвы, строений – всего, на что упали смертоносные радиоактивные вещества. Оказывалась помощь жителям при переселении в чистую зону. Проводился непрерывный мониторинг состояния почвы, воды, воздуха. Никто до конца не осознавал, в какие масштабы выльется бедствие, сколько заберет Чернобыль жизней, как подорвет здоровье. Тревога, конечно, была. И она оказалась огромной. Спокойно спать по ночам не давали предчувствия и страх. Но никто не позволял панике взять верх. Все просто делали свою работу, имя которой дало время – ГЕРОИЗМ.

Мы сегодня ходим по цветущим улицам любимого города, видим, как он развивается, как преображается село. Кажется, так давно это было, что и не верится даже. Чернобыль прошелся по нашим судьбам, но не сломал их. Чечеряне выстояли, вывели на качественно новый уровень экономику, сельское хозяйство. На полях колосятся пшеница и рожь, в лесах заготавливается безопасная древесина, растут дома, везде слышен детский смех. Как такое могло произойти на, казалось бы, безнадежных чернобыльских землях? Район значительно пострадал от радиации. Весь секрет в мужестве, любви к малой родине, трудолюбии и горячем желании жить. А жизнь побеждает все.

Конечно, мы не можем сегодня с полной уверенностью говорить о том, что Чернобыль нас больше не касается своим крылом. Но ситуация, действительно, стабилизировалась значительно. Это результат высокой ответственности и четкого следования научным рекомендациям. Мы научились жить с минимальным риском. Население широко информировано, работают лаборатории, где продукты на содержание радионуклидов проверяются бесплатно. Знаем, где небезопасно собирать грибы и ягоды, и в курсе, что в зону отчуждения лучше не соваться. Мы в полной мере осознаем, как были достигнуты благополучие и безопасность.

Но в мире сегодня по-прежнему неспокойно, пусть и по другим причинам. И зловещий Чернобыль становится метафорой. Он может быть не только атомным, но и духовным. Яд разрушений несет в себе нацизм, что все увереннее поднимает голову в современной цивилизации. Мы – белорусы, воспитанные на мужестве героев Великой Отечественной, на героизме спасателей и ликвидаторов, не должны допустить раздора и хаоса в своей стране. Мы должны с уверенностью смотреть в завтрашний день и, рассказывая о радиационной беде молодому поколению, делать акцент на недопустимость Чернобыля духовного, у которого страшная и высокая цена.

Ирина ЧУЕНКОВА.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика