Истребитель-торпедоносец Иван Писаренко

В годы войны весь советский народ встал на борьбу за свободу и независимость своей Родины. Сражались на земле, на море и в небе также жители нашего края.

Решив стать пилотом, уроженец деревни Болсуны Полесского сельсовета Иван Писаренко поступил в российское военно-морское авиационное училище. Когда началась война, молодого летчика-моториста направили в 9-й гвардейский минометно-торпедный авиационный полк военно-воздушных сил Северного флота. Судьба нашего земляка и героическая, и печальная. Он неоднократно принимал участие в боевых вылетах и громил германских захватчиков, нанося сокрушительные удары и уничтожая оккупантов с неба. Но жизнь сыграла с ним злую шутку. В октябре 1944 года три самолета «Бостон» второй эскадрильи, среди которых был и экипаж Ивана Писаренко, вылетели на бомбардировку конвоя кораблей противника в Баренцевом море в районе норвежского залива Варангер-фьорда. Пилоты трижды атаковали надводный транспорт врага, а на четвертом круге немцы открыли по торпедоносцам массиворанный огонь. При штурмовом ударе два советских самолета были сбиты, люди погибли. А истребитель гвардии младшего лейтенанта Писаренко на высоте 30 метров над уровнем моря врезался в водяной столб, образовавшийся от разрыва снаряда главного корабля. Удар был равен столкновению с бетонной стеной, отчего крылатая машина, летевшая на большой скорости, развалилась в воздухе. Подобных случаев история Великой Отечественной не помнит. Для Ивана Исааковича это стало трагедией и практически концом его летной службы. При толчке он ударился головой о козырек приборной доски, потерял сознание и упал в море. Ему повезло, что сработал спасательный жилет, хотя от ледяной воды не спасал даже специальный костюм, подаренный гвардейцам полка английской королевой. Качающегося на волнах раненого авиатора выловили баграми с подоспевшего немецкого тральщика. Затем был плен… Два месяца пыток и мытарства в концлагерях Норвегии и Франции пришлось вынести нашему летчику. Несколько раз пытался бежать. Его ловили, помещали в карцер, и издевательства были еще свирепее. И так до мая 1945-го, пока союзники не освободили всех заключенных. Вернувшись в родной полк Североморска, Иван Писаренко продолжил службу, но летать ему больше не разрешили. Пройдя проверки органами госполитуправления и КГБ, был дежурным по аэродрому до 1947 года. По возвращении домой Иван Исаакович работал счетоводом-кассиром в сельском Совете. Женился, с супругой Татьяной воспитали двоих детей. Дочь Софья живет в Гомеле, а сын Василий в России. Они свято чтут память об отце летчике-истребителе, умершем в январе 1985 года.
Печальный случай не позволил Ивану Писаренко дойти до Берлина, но защитник Отечества внес свой вклад в освобождение страны от коричневой чумы, за что награжден медалью «За победу над Германией». Его считали погибшим, о чем сообщили родным. Но он выжил, чтоб рассказать потомкам историю своей судьбы и подвига советских летчиков, отдавших жизни за чистое небо, с которого многие так и не вернулись.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика