Медиация или школьная служба примирения

Особое место в развитии и становлении личности детей и подростков занимает общение со сверстниками. И в основном оно происходит в школах. Каждый из нас проходил через конфликты с одноклассниками. Необходимо осознавать, что ссоры и выяснения отношений могут быть самыми различными, и порой без вмешательства третьей стороны не обойтись. Ведь все может обернуться детскими драками и даже травмами. Для урегулирования любого рода конфликтов в школах действуют службы медиации. Медиация – это переговоры между конфликтующими сторонами с участием третьего лица для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны. О том, в чем причина детских ссор и как регулируются детские противоречия, рассказали психологи гимназии и второй городской школы.

Кристина ДЕНИСЕНКО, психолог гимназии:
– Все мы знаем, что ссоры могут происходить в школе по разным причинам. Часто это обиды, соперничество, отставание или превосходство в учебе, неразделенные сердечные симпатии, социальное неравенство и др. Наверное, каждый бывший школьник может вспомнить случай, когда в коллектив приходил кто-то новенький, и как минимум к нему все относились с настороженностью. До этого каждый в классе занимал свое место и играл определенную роль, а тут появился чужак, который может ко всему еще и стать лидером. Поэтому в любом случае будет происходить столкновение интересов всех детей. Ведь разрушается маленький устоявшийся мирок. И это порой происходит в любом коллективе, начиная с детского сада, заканчивая рабочим местом.
Здесь огромную роль играет правильное поведение учителя. С самого начала надо разобраться в отношениях детей, понять ребят, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Педагогам всегда советуем внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. И, как правило, просим учителей старшеклассников уделять особое внимание отношениям между учениками. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определенно, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей и сделать все, чтобы не допустить эмоционального взрыва. Часто напряженная атмосфера может сложиться и без наличия новичка в классе. Ребята могут выступить против одного из своих, если он ведет себя неуважительно или идет вразрез с мнением однаклассников.
В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребенок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учебе, то есть не так одевается, носит очки и так далее, слишком много знает. Бывают случаи, когда дети элементарно не дают списывать, тут возникают обиды и может быть объявлен бойкот. Одноклассники могут просто не разговаривать.
Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Часто они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Жанна СУВОРОВА, психолог второй городской школы:
– Одна из задач школьной медиации – направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. В нашей школе такой подход используется с декабря 2019 года. Примечательно, что в решении спорных ситуаций принимают участие не только педагоги, но и сами ученики. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Если говорить конкретно о медиации, то такой подход учит занимать и развивать активную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к его страданиям, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.
Конечно, наша школьная медиация основана, прежде всего, на диалоге всех сторон. Важно научить на равных относиться к собеседнику. И благодаря таким методам создаем
безопасность в классах, говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право. Вносим различные предложения для сплочения детских коллективов разными мероприятиями.
Смысл существования школьной службы медиации в том, что в школьных ссорах сами учащиеся смогут лучше разобраться под руководством ровесника, быстрее осознают причину столкновения разных интересов и последствий для каждой из сторон. В моей практике были различные истории конфликтов, об одной из них я расскажу. Дружили две девочки. В какой-то момент интересы поменялись и произошла небольшая ссора. Подружки разругались и начали самым неприятным образом солить друг другу. Эту ситуацию заметили ровесники-медиаторы и обратились ко мне с просьбой помочь выстроить конструктивный диалог. Для решения конфликта за круглый стол уселись медиаторы и две конфликтующие стороны, были внимательно выслушаны мнения бывших подружек. Медиаторы, не переходя ни на одну из сторон, доступно объяснили проблему и ее возможные последствия, предложили конструктивные варианты решения проблемы. Конфликт был исчерпан.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика