Они остались в сорок первом

Ежегодно поисковики находят могилы погибших воинов и жертв фашизма периода Великой Отечественной для того, чтобы перезахоронить останки, недопустить исчезновения святых мест и воздать почести бойцам за их нерушимый подвиг.

Такая работа проводится и на территории нашего района. С помощью населения музейные работники разыскивают одиночные могилы, берут их на контроль и вносят в план подъема. Вот и недавно в редакцию обратился житель Мотневич Владимир Сериков, который сообщил об одном из захоронений вблизи уже несуществующей деревни Заложье. Специалист по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн Елена Ковалева вместе с журналистом райгазеты выехала по звонку. Как оказалось, в лесном массиве за Золожьем было расстреляно трое молодых парней в возрасте 23-х и 16-ти лет.

На месте гибели кто-то установил крест и табличку с фамилиями Афанасия Шитикова, Ивана Атрашкова и Владимира Лисицына. Кто они, откуда и каким был их последний час? Владимир Петрович рассказал, что сюда до прошлого года приходили люди, убирали мусор и ставили цветы. Хочется обратиться к жителям края: если комунибудь известно что-либо о данном факте, позвоните по телефонам 3-28-38, 3-22-11 или 3-11-71. Объект будет внесен в список по перезахоронению останков в братскую могилу или жертв фашизма. На этот год было запланировано перезахоронить из 6 одиночных могил, расположенных в лесных массивах и на окраинах деревень. Но в связи с коронавирусом работы уже вторично перенесены до более благоприятных дней. Помнить о нашем героическом прошлом – долг каждого.

Отец Владимира Серикова – живой свидетель событий кровавых сороковых. До войны Петр Иванович с семьей жил в Заложье, мальчишке было всего 7 лет, когда в его деревню ворвались враги.

В октябре 1943-го при отступлении немецких войск жителей Заложья согнали в гумно на окраине соседних Мотневич и хотели поджечь. Но по счастливой случайности сельчане остались живы. Их, босых и голодных, построили в колонну и погнали в сторону Жлобина до деревни Кабановичи, а там уже пришло освобождение. В этой толпе испуганных, полураздетых крестьян шел и Петр Сериков.

Чудом мужчина уцелел. Вернувшись на малую родину, семья Петра Ивановича временно нашла приют у родственников в Мотневичах – Заложье дотла сожгли фашисты. Однако деревню отстроили и люди вернулись на родную землю. В 16 домах жило 70 детей – в семье от трех до семи сорванцов. Петр Иванович работал в местном колхозе полеводом, осеменатором и трактористом, на кирпичном заводе. Вырастил шестерых детей, подаривших ему 16 внуков и 20 правнуков. Сейчас пенсионер слаб здоровьем и его досматривает дочь Тамара. Очевидцу гитлеровских безумий 86 лет, но он отлично помнит каждый день, проведенный в аккупации. Такого пережить не желает никому.

Валентина ПРАНКЕВИЧ

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика