Супердиверсия Федора Крыловича

Белорусский подпольщик, житель Осиповичей Федор Крылович, совершил самую крупную в мировой военной истории наземную транспортную диверсию.

Услышав по радио о начале войны, сержант запаса Крылович пришел в военкомат. Но в армию его не взяли — наркомат путей сообщения забронировал кадры железнодорожников. А 30 июня немцы вошли в город. Эта узловая станция во время оккупации стала важной базой Вермахта. Здесь располагались склады, формировалось или разгружалось множество военных эшелонов. Организованного подполья в Осиповичах поначалу не было. Группы сопротивления возникали стихийно. На железнодорожном узле такую группу возглавил машинист паровозного депо Марк Шведов. В нее вошел и станционный электромонтер Федор Крылович.

Подпольщики занимались саботажем: сыпали песок в буксы колес, повреждали цилиндры у паровозов, неправильно переводили стрелки, пуская вагоны под откос. Федор, имевший навыки радиолюбителя и армейскую специальность связиста, собрал радиоприемник. В доме Крыловичей подпольщики слушали передачи из Москвы. Постоянный прием и запись сводок вел отец Андрей Андреевич. Он в 1943-м ушел в партизаны. В борьбе против оккупантов участвовали также его сын Алексей и дочь Софья – брат и сестра Федора. Все они погибли. Весной 1943 года с Федором Крыловичем встретился секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ Павел Воложин.

Крылович организовал 9 комсомольских организаций по 3-4 человека. Кроме этого, были задействованы еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен из строя на полгода, переправлено в партизанские отряды 52 человека молодежи. Но самая ошеломительная диверсия произошла чуть позже.

В ночь с 29 на 30 июля 1943 года электромонтер Крылович заступил на дежурство по станции Осиповичи. Федор установил мину на бочке с бензином на платформе в голове одного из эшелонов. Вторую мину ему удалось поставить в хвосте состава. Обе должны были взорваться в пути. Но вместо того, чтобы немедленно отправить эшелон с бензином из Осипович, станционное начальство приказало передвинуть его в Северный парк, где находились составы с боеприпасами и военной техникой… Ночное небо озарило пламя.

Минут через 10-15 от взрыва второй мины детонировали боеприпасы в соседнем эшелоне. В городе, словно от землетрясения, зашатались здания, заколебалась земля. Над станцией взметнулся гигантский огненный смерч. Пламя перекинулось на эшелон с танками и бронемашинами. По свидетельствам очевидцев, «взрывы и пожар продолжались до 12 часов дня», то есть, 10 часов подряд. В результате пожара было уничтожено 25 вагонов с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка Л-10, 7 бронемашин, 12 вагонов с продовольствием, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад. Повреждены иные станционные сооружения.

После войны Крылович продолжил работать на железной дороге. За проявленное мужество в проведении операции подпольщик награжден орденом Ленина, а также удостоен медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Умер 7 ноября 1959 года в 43-летнем возрасте. В 1975 году в городе его именем была названа городская улица, а на одной из расположенных на ней многоэтажек установили мемориальную доску. В 2009 году ему поставили памятник на перроне Осиповичского железнодорожного вокзала.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика