Трудное время Марии Андреенко

В доме у жительницы Глубочицы Марии Сергеевны Андреенко столько цветов и вышитых изделий – залюбуешься. На диванчике притаилось двое маленьких пушистых котят. Атмосфера тишины и покоя, чего-то светлого и доброго, что не выразить словами, но так чувствуешь сердцем.

Хозяйка ласково гладит лепестки и рассказывает:
– Вот этот цветок называется колядник или декабрист, потому что зацветет в первый зимний месяц красиво и ярко. А это амарант (показывает рукой на настоящие зеленые заросли). Он – живой! По ночам листья шевелятся и скручиваются, по утрам расправляются к свету.

Она может часами говорить о своих цветах и о том, как любит животных. Сейчас ее жизнь течет спокойно и размеренно. На порог пришла старость. И многое из того, что выполняла по молодости, теперь не под силу. А жизнь была разной. Но по большей части трудной и суровой.

Когда началась война, маленькой Маше было всего шесть лет. Отец ушел на фронт, погиб под Варшавой. Хлебнули горя и Маша, и ее сестрички, и мама с бабушкой. Узнали что такое голод и холод, и жизнь под дулом автомата. Мария Сергеевна со слезами на глазах рассказывает о том, как радовались освобождению. Но в это время она несколько раз чуть не погибла:

– Мы возвращались в свой дом, который немцы не разрушили, потому что там они устроили конюшню. Шли по дороге. А на пеньках возле дороги вдруг видим – игрушки! Такие красивые и яркие! Я не удержалась, подбежала, взяла в руки самолетик. А наш боец, спрыгнув с кузова проезжавшего мимо грузовика, забрал у меня самолетик и с силой бросил в лес. Прогремел взрыв… Вот какие игрушки напоследок оставили нам фашисты – начиненные смертью. После не могли сразу зайти в свой двор. Все было заминировано, даже в печке была взрывчатка. Это чтобы мы растопили печь и подорвались… Бог нас миловал. Мы выжили. Только после мама умерла совсем молодой.

Но жизнь текла своим чередом. Мария подросла. Поступила в Гомельский пединститут имени Чкалова. Правда, заканчивала вуз, когда он уже был университетом.

И так сложилось, что педагогике Мария Сергеевна посвятила всю свою жизнь. Сначала работала в Ботвиновской школе, потом преподавала в Глубочицкой русский язык и литературу. Жила в отчем доме, воспитывала троих дочерей. Держали крепкое хозяйство: кобылу с жеребенком, корову и телят, свиней, кур, уток. Был большой огород. Как все успевала? Сейчас трудно объяснить. Днем в школе, вечерами – дела домашние, за полночь – проверка школьных тетрадей. Короткое время на сон и вновь на работу, где выглядеть нужно было свежо и аккуратно.

Скромная, трудолюбивая сельская учительница с любовью вспоминает своих учеников. Говорит, много было отличников. Сейчас, если в райцентре кого из них встречает – не узнать, а так приятно. На день учителя привозят цветы, целуют, поздравляют. Это самая высокая награда. А еще Мария Сергеевна пишет стихи. Начала недавно, говорит об этом с неохотой. Но увлекалась поэзией всю жизнь. И по молодости все время сочиняла рифмованные строчки, но записывать было некогда. В ее творчестве особое место занимает военная тема, а еще пишет про отчий дом, про свою долю.
Эта женщина многое сделала для людей, воспитала замечательных дочерей, которые часто навещают маму и так хотят, чтобы ее беспокойное сердечко билось как можно дольше.

Мария АНДРЕЕНКО
Мечты и будни на войне
Отбой! Привал! Догнала кухня.
И рад боец вдвойне.
Знать привалило счастье
Солдату на войне.
А ночь такая теплая!
И звезды в вышине.
Да счастье редко встретится
Парнишке на войне.
Поели, спят соратники.
Все рады тишине.
Закрыв лицо от комаров,
Лежу я на спине.
И снится мне мой мирный дом,
Отец и мама в огороде,
Летают ласточки кругом.
Моя деревня на свободе!
Ан, нет! Опять приказ:
– Подъем! Орудье к бою!
О, Господи, помилуй нас,
Сейчас все загремит, завоет.
Ох! Как же немец надоел!
В душе тоска и злость.
Страданье! Муки! Где предел!?
Застрял, как в горле кость.
Скорей бы жару немцу дать,
С земли родной его прогнать.
Домой вернуться, улыбнуться,
Отца и мать поцеловать.
Скорей бы Верочку обнять.
Сказать заветные слова,
Топор отцовский в руки взять
И порубить дрова.
Идем на Запад за врагом
И грязь подошвой месим,
Освобождаем от врагов
Мы города и веси.
Летят снаряды, взрывы, стон.
Кошмар и ад кромешный.
А душу греет мирный сон,
Колышет травы ветер вешний.
Мечтам солдата нет предела,
Ох, как же хочется домой!
Война нам, братья, надоела,
Душа стремится на покой.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика