Навсегда породнила афганская земля

Про службу в Афганистане воины-интернационалисты рассказывают с неохотой и болью. Немногословными оказались в беседе со мной и однополчане нашего края Владимир Марков и Николай Миренков. На далекой афганской земле они встретились в середине 1980-х. Вначале в ряды Вооруженных Сил СССР призвали Николая, а через полгода в роту связи 66-й мотострелковой бригады попал и Владимир.

Повестка в армию нашла его в Буда-Кошелевском сельскохозяйственном техникуме, где в то время учился. Пригласил друзей, сыграли проводы, махнул на прощание рукой родным Болсунам, поцеловал маму и вместе с другими новобранцами отправился выполнять солдатский долг. Из Гомеля по отдельному маршруту в сторону границы увезли тогда 17 человек. Ребята до последнего не знали, куда направляются. И лишь в Ташкенте им разъяснили что да как. Начали готовить психологически, учить тактике боя. А вскоре радиотелефонист Марков познакомился с помощником старшины роты Миренковым. Среди горячих песков, под обжигающим солнцем, вдали от Родины становился братом не то, что земляк, а даже просто житель Беларуси.

Владимира зачислили в группу сопровождения на командно-штабную машину. Его задачей было беспрепятственного провозить сухогрузы, топливо, ограниченный контингент советских войск из Кабула в Джелалабад.
За 20 месяцев службы было все: перевалы, обстрелы, потери.

Понимал, что воюет не за историческую родину, но, приняв присягу, беспрекословно подчинялся приказам командира. Самыми страшными, как говорит бывший связист, были не столько открытые стычки с моджахедами, сколько риск попасть под обстрел, когда летел домой. Обидно, если тебя собьют по завершении службы…

После демобилизации работал в колхозе «Коммунар» заведующим мастерскими, главным инженером. Сейчас находится на пенсии. С супругой Любовью воспитали троих детей. Дочь Анастасия решила пойти по стопам отца, получила соответствующее образование и два года работала по контракту в Борисове в полку связи.

…Своя судьба у механика-водителя бронетранспортера МТ-ЛБ Николая Миренкова, награжденного значком «За самоотверженную ратную службу в Краснознаменном Туркестанском военном округе» и Почетной грамотой Верховного Совета СССР. Выжить среди огня, палящего зноя, крови и пота ему помогали вера и надежное плечо друга. Пройдя в Туркменистане полугодовую «учебку», полтора года оттачивал боевой опыт на афганской территории.

Трудно приходилось, когда порою сутками без воды, на сухпайке, под постоянным прицелом душманов. Кишлаки, сухой воздух, скалы да пустыня… Казалось, это все не наяву, а в кино. Дома на Новый год – елка, мороз, снег. А в Афганистане наши бойцы видели его только высоко в горах. И, когда на душе становилось тоскливо, спасали оптимизм, молодой азарт, чувство долга и надежда, что скоро дембель.

Для Николая все закончилось в декабре 1987-го, новогодние праздники он встречал уже в кругу семьи. Работал вначале в Гомеле на заводе, потом приехал назад в Кукличи, сейчас трудится животноводом в ОАО «Звезда».
И всякий раз, когда выпадает случай встретить сослуживцев, спешит каждому пожать руку и еще раз мысленно пройти дорогами войны, о которой сегодня многие хотели бы забыть…

За единственного сына родители молились денно и нощно. Анна Сергеевна плакала над каждым письмом из горячей точки, которое приходило раз в месяц. Ее сердце не знало покоя два года. Молча переживал за родную кровь отец, что впоследствии сказалось на его здоровье. Рассказывая о пережитом, престарелая мать снова плачет. Листает старый армейский альбом, показывает юбилейные медали и значки Николая, всхлипывает. Афганская война ушла в историю, но события тех лет и ныне бередят душу 75-летней женщины.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика