К малой родине сердцем привязан

Продолжая серию публикаций, посвященных успешным и знаменитым землякам, беседуем с начальником Белорусской железной дороги Владимиром Морозовым.
– Владимир Михайлович, в Год малой родины наша газета знакомит читателей с выходцами из района, добившимися в жизни определенных высот. Что для Вас значат эти места?
– Без высоких слов, Чечерщина – родной дом, место, где ты родился, вырос. На твоих глазах поднимались деревья, а вместе с ними и ты. Я очень люблю этот край с двумя прекрасными реками – Сожем и Чечерой, на которых прошло все мое детство.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Мои родители родом из Могилевщины, учились в строительном техникуме и по распределению приехали в Чечерск, здесь познакомились в 1960-м и создали семью, прожив в браке 57 лет. Мама всю жизнь проработала в МСО, отец – в управлении капитального строительства райисполкома, и многие объекты в городе построены непосредственно с его участием. К сожалению, папы уже нет… В Чечерске появились на свет мои сестра и брат. Так получилось, что сам я родился в Буда-Кошелево, но первые шаги по жизни были сделаны здесь, в детском садике и в средней школе №1 (с 1972 по 1982 годы). Мне еще посчастливилось учиться в старом здании. Помню первый звонок, когда меня только привели родители, и когда принимали в октябрята, в пионеры, и когда проходили множественные мероприятия (у школы была дружба с болгарскими учащимися в связи с наличием музея Лилии Карастояновой), и первые молодежные вечера – это все связано со школой. Всегда, когда навещаю родные места, стараюсь заходить сюда. Конечно, многое дала и детско-юношеская спортивная школа, где прекрасные тренеры прививали нам любовь к различным видам спорта. Легкая атлетика, лыжи, футбол, волейбол, борьба – любой находил свое место, свою роль в этом процессе. В целом каждая частичка города напоминает о периоде учебы, взросления, о дружбе, поиске жизненного пути. Потому, когда бываю здесь – проездом или несколько дней – меня не покидает чувство волнения.
– Насколько насыщенными были Ваши юные годы?
– Чечерск в те годы был небольшим населенным пунктом. Сначала считался поселком городского типа, затем стал райцентром. Но молодежи было много – оба средних учреждения образования работали в две смены. И в спортивной школе всегда ажиотаж, туда было не попасть. Словом, у ребят шла полноценная активная жизнь, в которой многое постигалось своим жизненным опытом, талантом. И учителями, и родителями прививалась любовь к труду. Учащиеся старшего звена, начиная с шестого класса, на каникулах работали в летнем трудовом лагере: на консервном заводе, на фабрике художественных изделий. Помню, какое чувство гордости вызывало ощущение заработанного рубля. А на первые полученные деньги покупали кто велосипед, кто мячи, лыжи – такая была традиция в нашей компании.
– В советские времена каждый ребенок уже со школьной скамьи мечтал кем-то стать. Были ли у Вас сложности с определением специальности, с чего начинались цели?
– В принципе, больших проблем с выбором пути у меня не возникало. Поскольку школу окончил с золотой медалью – открыты были все дороги. Так сложилось, что судьба привела в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. В Чечерске железной дороги нет, но те редкие поездки на поезде (на отдых или на экскурсию в Гомель) вызывали чувство определенной стабильности, фундаментальности, ощущалась системность работы железнодорожного транспорта. Также в БИИЖТе уже училась моя старшая сестра. Меня привлекла динамика профессии, эксплуатации железных дорог, я сделал этот выбор в 1982 году и нисколько о нем не жалею.
– В любом деле есть ряд слагаемых успешной деятельности. Какими жизненными принципами Вы руководствуетесь?
– Так получилось, что во время учебы в 1983 году я был призван в Вооруженные Силы СССР, и эти два года дали определенную жизненную практику. Соответственно, когда в 1989-м я окончил БИИЖТ и по распределению был направлен в Могилев, то, исходя из приобретенного опыта, старался понять всю свою профессию с самых низов. Попросился на рабочие вакансии на станции «Могилев», где в течение трех лет прошел по разным станционным ступеням. Потом были новые должности на других предприятиях, но всегда основным моим принципом было – если пришел работать, то работай, делай свое дело как следует. Также важно всегда ценить чужой опыт, мнения окружающих, прислушиваться к их предложениям и чаяниям. Железная дорога – это коллективный труд, и когда от твоих решений как руководителя зависят, не побоюсь этого слова, и судьбы людей – это очень ответственно.
– Какие принципы Вы бы хотели видеть в работе всего коллектива Белорусской железной дороги?
– Специфика железнодорожного транспорта, как я говорил выше, в чувстве ответственности, еще – доверии коллегам. На этом все держится. Очень важно полагаться на людей, специалистов, которые рядом с тобой. По сути дела, железнодорожник – не просто профессия, это образ жизни, мышления, образ отношения. Железнодорожники всегда отличались тем, что им два раза повторять не надо. Железная дорога в определенной степени является локомотивом развития экономики в любом государстве. И в то же время ее деятельность, если мы говорим про перевозки грузов, является отражением работы экономики. Это взаимосвязанные вещи, носящие фундаментальный характер, и вопрос развития отрасли я считаю наиважнейшим фактором функционирования и процветания страны. С другой стороны – у предприятия есть большая социальная ответственность и нагрузка. Исторически железнодорожный транспорт был предназначен для массовых перевозок пассажиров и грузов. Система железных дорог Республики Беларусь – достаточно плотная, компактная и связывает практически все регионы страны в единую сеть. Кроме того, с учетом географического положения в центре Европы, Белорусская железная дорога довольно плотно интегрирована в европейскую транспортную систему. По сути дела, железнодорожный транспорт – это участник производственного конвейера, причем не только в масштабах республики, но и за ее пределами. Государство развивается, с каждым годом повышается жизненный уровень людей и их требования к обслуживанию, в том числе и требования экономики в целом к транспортному сервису. Уже сегодня перевозка – это не просто физическое перемещение. Соответственно, наши услуги должны быть качественными, и в то же время доступными по цене. Это соотношение цена–качество всегда очень важно, но, являясь коммерческой организацией, Белорусская железная дорога рассчитывает лишь на те возможности, которые может себе позволить – зарабатывая средства и вкладывая их в модернизацию. Важно, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно и безопасно на железнодорожном транспорте страны и им в определенной степени гордился.
– Быть руководителем столь высокого ранга, конечно же, ответственно и непросто. Чтобы управлять такой многогранной системой, нужно обладать колоссальной выносливостью и выдержкой. Где Вы черпаете силы?
– Ничего уникального, пожалуй, нет. Сила – в семье, в родных людях. А в семье, это однозначно, важно, чтобы было взаимопонимание, уважение. Очень ценно, когда есть близкие по духу, с которыми ты легко понимаешь друг друга, чувствуешь человека, на которого можно опереться – и в радостную, и в сложную минуту. И когда у дорогих тебе людей все хорошо, это в определенной степени дает уверенность в сегодняшнем дне и душевное спокойствие. Как и каждый из нас, руководитель должен быть максимально здоров. А для этого надо отдыхать. Заметьте, не лежать на диване и смотреть телевизор, а действительно отдыхать. Для меня это спорт, природа и даже физический труд, он тоже дает достаточно немало возможностей для восстановления за короткое время. Но, в целом, просто от общения с хорошими порядочными людьми (а их очень много) черпаешь заряд энергии, бодрости и, в принципе, желания жить.
– Часто ли Вы бываете на своей малой родине? Что бы пожелали землякам в канун 75-летия освобождения района от немецко–фашистских захватчиков, которое мы будем праздновать 27 ноября?
– В Чечерске я бываю не так часто как хотелось бы. Сейчас у меня осталась только мама и, конечно, каждый день по телефону мы с ней связываемся. Если удается приехать раз в два месяца (чаще не получается), это уже удовольствие. Хотя, надо сказать, что по большому счету я бываю тут ежедневно – виртуально. В Минске возле парка Челюскинцев расположена фотогалерея самых знаменитых зданий, сооружений Республики Беларусь. И каждое утро, когда еду на работу, я вижу чечерскую ратушу, Спасо-Преображенскую церковь – по сути дела, словно здороваюсь с городом. Хотелось бы, чтоб эти символы оставались, и очень важно, чтоб чечеряне чувствовали себя уверенно именно в каждодневных вопросах – наличия работы, детских садов, школ. Я хотел бы, чтоб в районе развивалась экономика, чтобы было как можно больше детей. Чечерск – один из самых комфортных районных центров, с учетом своего исторического развития и многовековых традиций, здесь прекрасная природа, прекрасные места и прекрасные люди. Желаю всем мира, процветания и стабильности.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика