Королева сцены Людмила Корхова

Объявленный в стране Год малой родины для уроженки края Людмилы Корховой ознаменован важным событием – народная артистка Беларуси отметила 50-летие профессиональной деятельности на сцене Гомельского областного драматического театра.
В далеком 1946-м в обычной семье по улице Партизанской в Чечерске родилась белокурая девчонка. Уже в полтора годика она танцевала под папину гармонь «Барыню» и «Русские переплясы», в унисон музыкальным аккордам звучал великолепный мамин голос. От этого, наверное, в доме постоянно витало чувство праздника. «Скорее всего, папа имел какое-то отношение к графскому театру владельца чечерского поместья Захария Чернышева, кто-то из рода, возможно, состоял в группе его музыкантов», – делает предположения Людмила Константиновна, говоря при этом, что она из рода «дудариков». Творческие наклонности родителей, вероятно, и сыграли в жизни артистки главную роль, которую она пронесла затем по земле все эти полвека. Ее первая «сценическая площадка» – домашняя табуретка. Стихи известных классиков и детские новогодние, знакомая мелодия «Катюши» и «Славное море – священный Байкал». В школе подростком начала увлекаться танцами, с партнером Сашей Колесниковым дали не один хореографический номер. «Подмостки районного Дома культуры еще и сейчас помнят мою «плясовую», – улыбается Людмила Корхова. – Я всегда участвовала в культурных мероприятиях. А в старших классах друзья стали советовать после окончания школы «пойти в артистки». Мое желание учиться поддержала и мама. Провожая в дорогу, взяла меня за руку и твердо произнесла: «Люся, езжай! Ты поступишь…» Эти слова впоследствии придали мне сил и уверенности. Когда я приехала в Минск, от самого вокзала до Белорусского театрально-художественного института прочапала пешком. Я же не знала, что по городу ходят троллейбусы. В институте мне повезло – в вестибюле сразу же столкнулась с деканом актерского факультета. Он спросил, кто я и откуда. Узнав, что приехала поступать, поинтересовался, где остановилась. А где я могла остановиться в незнакомом для меня городе? Тогда декан предложил «заселиться» в одну из аудиторий художников. Там и спала все восемь дней на жестких стульях». Абитуриентка успешно сдала все экзамены. Наверное, тут тоже не обошлось без везения: декана подкупил сельский говор чечерянки «на трасянке» (кстати, он и сам мог запросто перевести речь на «родную мову»). Вместе с тем, в связи с этой ее особенностью юной студентке пришлось испытать внутренний дискомфорт, побороть комплексы, ведь ни сшитое мамой скромное ситцевое платьице, ни грубоватый деревенский акцент не шли в сравнение с модными одеждами и городскими манерами сокурсниц. Пришлось преодолевать психологический барьер большой силой воли.
Годы учебы пролетели быстро. Получив диплом, Людмила устроилась диктором на телевидение. Но вскоре поняла, что ее призвание в другом. Собрав вещи, приехала с мужем Александром в Гомель (еще и для того, чтобы быть поближе к сыну, которого на время забрала на воспитание его бабушка). И здесь, на подмостках областного драматического театра, служит зрителю вот уже 50 лет. Вспоминая о своем первом выходе на публику, смеется: «О-о-о, у меня была очень важная роль – в пьесе Бориса Рацера и Владимира Константинова «Десять суток за любовь» в одной из массовок с подтанцовкой нужно было произнести реплику: «А усы у пана, как у таракана!» Мой дебют удался…» Но затем играла только главных героинь: королеву Бургундскую, Коробочку в «Мертвых душах», в «Ладье отчаяния» – Смерть, Кукушкину в «Доходном месте» и других. Самая любимая – леди Гамильтон. Причем все роли были не просто с минимальным набором слов. В «Медее», например, Людмила Корхова практически не выходила за кулисы все два акта. В целом, перед каждым выступлением Людмила Константиновна тщательно готовится уже с вечера. Даже старается не покидать квартиру, прокручивая в голове текст и настраиваясь психологически. Сейчас она представляет английскую королеву Елизавету в спектакле «Ваша сестра и племянница».
В разговоре со звездой театра пришлось услышать нотки печали и тревоги. «Я отдаю предпочтение драматургии и считаю, что театр, как церковь, должен нести в себе глубоко эмоциональный воспитательный характер, воздействовать на душу человека, пробуждать чувства, призывать к добру, – говорит она. – Сегодня жанровое направление меняется в сторону развлекательного. Нынче зрителя заманивают «ширпотребовскими» спектаклями ради заполнения залов и выполнения планов по платным услугам. Но театральные подмостки – не цирк. Сюда человек приходит не только за искусством, но и за высокими идеалами, чтобы найти ответы на волнующие вопросы, проникнуться атмосферой святости, что ли, эстетической чистоты. Зарядиться положительной энергетикой актера, вместе с ним сопереживать, прочувствовать боль и даже прослезиться, получить приятное визуальное общение и духовно обогатиться – вот что значит театр. Я сторонник серьезных работ, способных натолкнуть человека на переоценку смысла жизни, самоанализ, желание стать добрее и порядочней». Интересуюсь у народной артистки, не возникало ли у нее желания сниматься в кино. И слышу в ответ: «Как-то не представилось такой возможности. Хотя, например, была приглашена на съемки фильма «Плач перепелки». Но все это не то. Знаете, когда работаешь на «живую» аудиторию, ощущаешь реакцию зала, можешь заставить зрителя жить болью и чувствами твоей героини – этого не заменит никакой телеэкран».
Все эти 50 лет рядом с Людмилой Константиновной на сцене и по судьбе муж Александр Лавринович, с которым актриса познакомилась во время учебы в Минске. За эти годы ему тоже довелось перевоплощаться в различных персонажей, предстать перед публикой в образе императора Николая І, генерала из «Хрустального сердца», Ляпкина-Тяпкина, лорда Минто и господина Дебри. Много раз работал в паре с супругой. Однако его главная и самая удачная роль в жизни – верный спутник, соратник и любимый. Как-никак, а 52 года вместе! Вырастили сына и разделяют радость внука Егорки, который в этом сентябре пошел в 1 класс. «А Вы знаете, какие стихи пишет Алик! – воскликнула моя собеседница. – Он когда-то и мне посвятил свои первые любовные строчки… Только недавно открыл эту тайну». Осенью супружеская пара отметила значимую юбилейную дату профессиональной творческой деятельности. В торжественной обстановке принимали цветы, искренние пожелания коллег и друзей, теплые объятия близких. В торжественной обстановке  юбилярам было вручено поздравление  председателя Гомельского областного исполнительного комитета Владимира Дворника и председателя Белорусского Союза театральных деятелей, драматурга  Алексея Дударева. Чечеряне также присоединяются к поздравлениям, сулят актерской чете долголетия, дальнейшего творческого полета и всего, что может сделать их дни наполненными, красочными, счастливыми.

Звания заслуженной артистки БССР Людмила Корхова удостоена в 1990 году, а через девять лет она уже «народная». Среди многочисленных наград – Почетный знак Министерства культуры, четыре главных приза и диплом Международного фестиваля «Славянские театральные встречи», медаль Гомельской Епархии Белорусской православной церкви за высокое мастерство, а также в 2011 году ей присвоен статус почетного гражданина Чечерского района. В 2016-м Людмила Константиновна признана лучшей гомельчанкой года.

Людмила Корхова-Лавринович: «С теплом и трепетом вспоминаю свою малую родину, мой родной Чечерск. Люблю его улицы, Замковую гору, величавый силуэт городской ратуши и, конечно же, людей. Каждый год бываю здесь на Радуницу, приезжаю погостить у племянницы – дочери моего единственного дорогого брата. Пользуясь случаем, передаю привет землякам с пожеланиями стабильности, процветания, крепкого здоровья и уверенности в завтрашнем дне. Будьте чисты мыслями и богаты светлыми душевными качествами. Живите с Богом!

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика