Застыла замертво земля…

IMG_33331Пересекаешь невидимую границу «чистой» и «грязной» территории, сразу чувствуется дыхание пустоты, безысходности, запустения.
Кусты зарослей тянутся навстречу путнику своими густыми ветками, словно преграждая путь и как бы бросая в лицо человеку немой укор. Сиротливо оседают в землю дотлевающие под дождем и солнцем, брошенные в спешке дома сельчан, вынужденных подчиниться воле судьбы и оставить родные края. Под порывом ветра и влиянием времени с шумом и треском падают на некошеные травы сухие старые деревья. Опустевшие улицы забыли запах цветущей яблони, затянуло сорняком проторенные тропинки к грибным полянам, пересохли и завалены песком живые источники воды – колодцы. Уже и не разберешь, где стоял дом, а где начинается лес. Лишь местами скудные головки флоксов, желтой календулы или измельчавшей многолетней георгины напоминают о когда-то счастливом безоблачном деревенском быте. Но эту идиллию нарушил взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.
В той или иной мере радиационному загрязнению подверглись 148 из 149 населенных пунктов Чечерщины и сам город. Практически чистым остался п.Дзержинский Полесского сельсовета. Жители 43 деревень были отселены в другие города и районы Беларуси, а сами поселения навсегда оказались стерты с географической карты района. Больная земля также стала непригодна к эксплуатации, в итоге 12 300 гектаров сельхозугодий в первые же годы после катастрофы были выведены из севооборота, знак радиационной опасности охватил 1 500 гектаров леса. Численность населения начала сокращаться, ведь только за 1990 год уехали на новое место жительства 2 646 семей. Массовое отселение, к сожалению, стало печалью лишь для самих выезжающих. А вот желающие нажиться на чужом горе только потирали руки, унося украденное крестьянское «добро», не редко оставляя за собой пепелище. По той или иной причине частично, либо же полностью подверглись пламени пожара Слободка, Себровичи, Шепетовичи, Шепетовичские Поплавы, Дубровка. Но самой большой потерей для чечерян стала сгоревшая в марте 2002 года Никольская церковь в д.Дудичи. Ни много, ни мало – 402 года отслужила она православному христианину, который ее же и погубил.
…Выселенная территория не так уж безжизненна. Здесь стихли человеческие голоса, перестали гнездиться аисты, не родят поля, но дикая природа существует по своим законам. Этими днями над вершинами неухоженного сада слышался крик, похожий на журавлиный. Возможно, сюда после зимы уже вернулись некоторые перелетные птицы. И этот звук весеннего обновления навевает холодный ужас, заставляет сердце сжаться: там, где ходили люди, где играла счастливая босоногая детвора, где тешились под развесистой липой влюбленные парочки – дыхание смерти. Взрыв, напоминающий «грязную бомбу», разрушил не только ядерный реактор, он испепелил мощным радиационным потоком чувства, судьбы и сердца тысяч людей. И пока пустыми глазницами окон на мир смотрят дома мертвой зоны, словно вымаливая пощаду и обвиняя нас в трагедии, боль за случившееся не утихнет, а память о потерянном не угаснет.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика