Валентина Пранкевич: о значении национальных рушников в традициях белорусов

Валентина Пранкевич
На многочисленных фольклорных фестивалях районного, областного и республиканского значения можно увидеть самотканые или вышитые рушники. Эти изделия не просто украшают праздники, а несут в себе сакральный смысл, опыт и верования предков. Издавна рушники на протяжении всей жизни человека служили символом святости, удачи, добра, хорошего начала и защиты.
Они – составная часть нашей национальной культуры и истории, которую мы должны знать, уважать и бережно хранить. И в этой связи хотелось бы привести слова Президента нашей страны Александра Лукашенко, который сказал, что “культура – вот что делает белоруса белорусом, а не просто “тутэйшым”, в какой бы точке земного шара он ни находился. Не только наше богатейшее наследие: литература, музыка, архитектура, но и язык, который мы должны знать, история, которую мы должны помнить, и ценности, которые мы должны уважать”. И к таким ценностям мы в полной мере относим традиционный белорусский рушник.
В каждом отдельном регионе соблюдался свой стиль узора и цветовой гаммы на рушниках. Но в основном преобладал красный как воплощение жизни, на белом полотне – цвет чистоты. Каждый узор имел свое значение и смысл, и к каждому отдельному празднику или событию наши предки изготавливали полотняные рушники, которые служили еще и оберегом. Начнем с того, что рушниками в обязательном порядке украшали иконы и интерьер дома, развешивали над дверями и окнами, на зеркалах. Их носили на голове и подпоясывались, укрывали колыбель ребенка, предохраняя от “дурного” глаза и для спокойного сна, а также когда несли крестить младенца. Провожая новобранца в армию, мать обязательно клала в походный рюкзак домашний оберег ручной работы. Но наиболее широко самотканые рушниковые изделия использовались в свадебных обрядах. Многое из этого сохранилось и до наших дней. Ими перевязывают сватов, на них преподносят каравай или хлеб-соль сватам и гостям дома – как знак доброжелательности, радушия, миролюбия и гостеприимства. В церкви рушниками повязывают руки молодых, жених с невестой встают на рушник во время церемонии бракосочетания, их стелют перед новобрачными у родительского порога, прежде чем пройти за свадебный стол, и другое. Остается традиционным использование таких святынь и в обиходе белорусов в целом. Например, на них бережно кладут горячие пасхальные куличи после выпечки и крашеные яйца. Рушниками укрывают корзинки с продуктами при освещении в церкви. Собираясь в дальний путь, не лишним будет взять с собой частичку тепла родного дома – рушник, чтобы путь был удачным, а возвращение скорым и счастливым. Некоторые жители нашей синеокой до сих пор вместо махровых кухонных и банных полотенец пользуются сохраненными бабушкиными или мамиными утиральниками, считая, что они придают силы, бодрости и энергии организму, оберегают от неприятностей и очищают от грехов.
Рушник – неотъемлемая часть похоронного ритуала. Умершему перевязывают руки, вышитые полотенца кладут под ноги покойника, их повязывают на кресты. Прежде гроб опускали в яму именно на связанных вместе рушниках, которые по большей части оставляли там же. Существует также обычай повязывания полотенец на руки похоронной процессии. После чего их забирают домой и затем используют в бытовых целях.
Собственно, рушник всегда играл для белорусов важную роль в их судьбе, поэтому от крестин до погребения считался святыней и оберегом. Информация о его ценности и глубине смыслового компонента передавалась из поколения в поколение, традиции соблюдались применимо к современным условиям жизни, обогащая духовно и сохраняя национальную идентичность.
Фото Ольги ПЕКАРСКОЙ