Кто и в каком размере должен уплачивать взносы в ФСЗН?
9 ноября 2026
14
В Министерстве труда и социальной защиты напомнили о размерах взносов на пенсионное и социальное страхование для разных категорий граждан.
Так, работодатели обязаны уплачивать взносы в ФСЗН за работающих граждан в размере 34% от их фонда заработной платы труда (пенсионное страхование - 28%, соцстрахование - 6%).
Работающие граждане - 1% своего заработка (на пенсионное страхование). Работодатель удерживает 1% с работника и самостоятельно перечисляет взносы в ФСЗН.
Для индивидуальных предпринимателей размер взносов составляет 35% (пенсионное страхование - 29%, соцстрахование - 6%), сумма платежа зависит от фактических доходов.
Адвокаты и нотариусы уплачивают взнос в размере 35% (пенсионное страхование - 29%, соцстрахование - 6%) от суммы определенного ими дохода, но не ниже минимальной заработной платы (МЗП).
Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) - 60% от суммы НПД (на пенсионное страхование). Министерство по налогам и сборам самостоятельно перечисляет взносы в ФСЗН от суммы уплаченного НПД. Плательщикам НПД предоставлено право добровольной доплаты взносов в ФСЗН для формирования страхового стажа.
Для физических лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность с уплатой единого налога, физлиц, осуществляющих ремесленную деятельность с уплатой ремесленного сбора, а также для физлиц, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с уплатой сбора взнос составляет 29% от суммы определенного ими дохода, но не ниже МЗП (на пенсионное страхование).
Правила расчета взносов в ФСЗН для ИП
Для индивидуальных предпринимателей размер взносов зависит от фактических доходов. Если годовой доход не превышает размера 12 минимальных заработных плат, то необходимо уплатить 35% от фактического дохода. Если годовой доход превышает 12 минимальных заработных плат, то индивидуальный предприниматель платит 35% от 12 минимальных заработных плат.
При неполном годе или льготах сравнивается доход с суммой МЗП за время работы и выплачивается 35% от фактического дохода, но не более чем от суммы в 12 минимальных заработных плат.
Срок уплаты взносов - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, за 2026 год - не позднее 31 марта 2027 года.
Как доплата в ФСЗН поможет сформировать страховой стаж
Плательщики налога на профессиональный доход могут добровольно доплачивать взносы на пенсионное страхование. Это позволяет сформировать страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.
Налог на профессиональный доход уже включает взносы в ФСЗН - на них направляется 60% суммы налога. Но при небольшом доходе этих отчислений может не хватить для зачета полного года страхового стажа. Поэтому может понадобиться доплата.
Для полного зачета года взносы на пенсионное страхование должны составлять не менее 29% от минимальной заработной платы за каждый месяц.
Сумму рассчитывает ФСЗН по итогам года с учетом взносов, уже поступивших в составе НПД. Самостоятельно делать расчет не нужно. Расчет за 2026 год будет доступен с 1 февраля 2027 года. Узнать размер доплаты можно в личном кабинете на портале ФСЗН, в мобильном приложении ФСЗН в системе ЕРИП.
Внести доплату необходимо не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, за 2026 год - не позднее 31 марта 2027 года.
Доплата является добровольной. Однако при недостаточной сумме поступивших взносов год будет зачтен в страховой стаж не полностью.
Иллюстративное фото из открытых источников
Так, работодатели обязаны уплачивать взносы в ФСЗН за работающих граждан в размере 34% от их фонда заработной платы труда (пенсионное страхование - 28%, соцстрахование - 6%).
Работающие граждане - 1% своего заработка (на пенсионное страхование). Работодатель удерживает 1% с работника и самостоятельно перечисляет взносы в ФСЗН.
Для индивидуальных предпринимателей размер взносов составляет 35% (пенсионное страхование - 29%, соцстрахование - 6%), сумма платежа зависит от фактических доходов.
Адвокаты и нотариусы уплачивают взнос в размере 35% (пенсионное страхование - 29%, соцстрахование - 6%) от суммы определенного ими дохода, но не ниже минимальной заработной платы (МЗП).
Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) - 60% от суммы НПД (на пенсионное страхование). Министерство по налогам и сборам самостоятельно перечисляет взносы в ФСЗН от суммы уплаченного НПД. Плательщикам НПД предоставлено право добровольной доплаты взносов в ФСЗН для формирования страхового стажа.
Для физических лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность с уплатой единого налога, физлиц, осуществляющих ремесленную деятельность с уплатой ремесленного сбора, а также для физлиц, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с уплатой сбора взнос составляет 29% от суммы определенного ими дохода, но не ниже МЗП (на пенсионное страхование).
Правила расчета взносов в ФСЗН для ИП
Для индивидуальных предпринимателей размер взносов зависит от фактических доходов. Если годовой доход не превышает размера 12 минимальных заработных плат, то необходимо уплатить 35% от фактического дохода. Если годовой доход превышает 12 минимальных заработных плат, то индивидуальный предприниматель платит 35% от 12 минимальных заработных плат.
При неполном годе или льготах сравнивается доход с суммой МЗП за время работы и выплачивается 35% от фактического дохода, но не более чем от суммы в 12 минимальных заработных плат.
Срок уплаты взносов - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, за 2026 год - не позднее 31 марта 2027 года.
Как доплата в ФСЗН поможет сформировать страховой стаж
Плательщики налога на профессиональный доход могут добровольно доплачивать взносы на пенсионное страхование. Это позволяет сформировать страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.
Налог на профессиональный доход уже включает взносы в ФСЗН - на них направляется 60% суммы налога. Но при небольшом доходе этих отчислений может не хватить для зачета полного года страхового стажа. Поэтому может понадобиться доплата.
Для полного зачета года взносы на пенсионное страхование должны составлять не менее 29% от минимальной заработной платы за каждый месяц.
Сумму рассчитывает ФСЗН по итогам года с учетом взносов, уже поступивших в составе НПД. Самостоятельно делать расчет не нужно. Расчет за 2026 год будет доступен с 1 февраля 2027 года. Узнать размер доплаты можно в личном кабинете на портале ФСЗН, в мобильном приложении ФСЗН в системе ЕРИП.
Внести доплату необходимо не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Например, за 2026 год - не позднее 31 марта 2027 года.
Доплата является добровольной. Однако при недостаточной сумме поступивших взносов год будет зачтен в страховой стаж не полностью.
Иллюстративное фото из открытых источников
