ОТ ПРИСТАНИ ОТЧАЛИЛ ПАРОХОД…

цфкавсмВ следующем году наш город в очередной раз станет именинником. Возраст у него почтенный – мы будем отмечать 855-летие со дня основания. О красоте, уникальных достопримечательностях, архитектурных и земельных богатствах, о людях  широкой души и безграничной трудоспособности, о производственных и культурных достижениях Чечерска можно рассказать многое. И потому уже с этого года на страницах газеты ведется серия публикаций под рубрикой «Незабвенное» или «Векапомнае». Мы предлагаем жителям города принять участие в освещении данной темы, писать в газету свои отзывы, предложения, предоставлять интересные сведения из жизни древнего поселения. А в этом номере вспомним время, когда в Чечерске еще не ходили маршрутные автобусы.
Действительно, задолго до автобусного сообщения внешнюю связь с окружающим миром чечеряне поддерживали путем передвижения по воде. Еще в середине прошлого столетия в микрорайоне «Кремень» работала речная пристань «Чечерск», начальником которой вначале был  Алексеенко, а затем Иван Фомичев. Из Гомеля через наш город и Корму до Славгорода осуществляли перевозку пассажиров два колесных парохода: «Каманин» и «Пролетарский», а также винтовой «Исаченко». Они  пришвартовывались к деборкатеру, забирали на борт людей и вновь отчаливали. На одном из пароходов работал мотористом Михаил Рыбицкий. В Чечерске он передавал своим родным хлеб, батоны и другое, приобретенное в киоске, который находился на борту судна, а взамен получал домашнее молоко и прочие продукты. Еще издали пароходы извещали о своем приближении громким гудком и подгоняли опоздывающих. Вечером над водой эхо звукового сигнала слышалось очень далеко. На берегу у пристани стояло деревянное здание с залом ожидания. Неподалеку работал небольшой магазин, где покупателям отпускала товар продавец Нина, жена И.Фомичева. Движение по реке в те годы было очень активным. Кроме пароходов, по Сожу гонял волны быстроходный катер «Ракета». На этом средстве водного транспорта местные жители отправлялись как в дальнюю поездку, так и в лес по грибы и ягоды. В Городовке «Ракета» причаливала к пристани, а в Крысах пассажирам сбрасывали деревянный трап и таким образом забирали грибников на палубу. Очень широко практиковался тогда и частный извоз. Владельцы «казанок», весловых и моторных лодок «таксовали» целыми днями, доставляя людей на тот берег и обратно. Пыхтели по реке мощными моторами и прибывали на буксире плоскодонные баржи, перевозившие зерно, минеральные удобрения, строительный лес и др. Школьники и молодежь с целью подработки выгружали мешки с грузом вручную, которые затем хранились неподалеку на складах заготзерна и в колхозных помещениях.
С речной пристани шумно и весело отправляли служить в армию чечерских ребят. Здесь устраивали танцы, играла гармонь, звучали песни, смех. Девушки махали вслед уходящим пароходам белыми платочками и со слезами прощались со своими сужеными. Чтобы движению по Сожу ничто не мешало, для сохранения фарватера реку периодически чистили. Теперь же глубинные проходы затянуло тиной, замыло илом, река обмелела. Движение прогресса вытеснило этот устаревший для района вид транспортных перевозок, а некогда оживленное место у пристани поросло камышом и осокой.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика