Мать всегда вспоминает о сыне

Мать погибшего воина-интернационалиста Анна Ивановна Канашкова отмечает свое 80-летие. Юбилей – это день цветов, улыбок, подарков, а еще воспоминаний и легкой печали.

В семье Анна Ивановна была единственным ребенком. Когда отец уходил в армию, наказал беременной жене: если родится дочь, назвать ее Анютой. Домой в поселок Бобровский он так и не вернулся, погиб на фронте. И росла девочка, обласканная только женской любовью. Правда, до тех пор, пока не встретила того, с кем затем разделила судьбу. Свекровь приняла в дом сноху, как родную дочь. Молодые супруги жили у родителей 9 лет, покуда не построили свой собственный угол. Анна Ивановна работала в полеводческой бригаде, носила почту и растила детей. А их у Канашковых было семеро.

Когда родился Саша весом более 4 килограммов, акушерка взяла ребенка на руки и с гордостью показала малыша роженицам: «Смотрите, девоньки, настоящий богатырь. А какой красивый!» Мальчик рос послушным и трудолюбивым. У него все получалось ловко и быстро. С малых лет умел ходить за плугом, пахал огороды соседям, косил сено и мастерил что-нибудь по дому: то скамейку, то стол, то вешалку приспособит. Все у него «клеилось», все ладилось. Только вот не сладилась сама жизнь. Весной 1985-го пришла повестка из военкомата. Мать в отчаянии ломила руки – сына направляют в Афганистан. На проводах Анна Ивановна много плакала, а Саша успокаивал да улыбался. Но материнское сердце будто чуяло беду… Домой сын вернулся в цинковом гробу, погиб в бою, закрыв своею грудью командира. Казалось, небо обрушилось на головы родных. Больше всех голосила Анна Ивановна. Не передать словами боль, которую она испытала. А еще сильнее несчастная женщина билась в агонии, когда уже после похорон почтальон принес… письмо от сына. Его последнее нежное и трепетное письмо. В те минуты она пережила смерть Саши во второй раз.

Но это не единственная ее потеря. Через несколько дней, не пережив стресса, умер больной муж. Пройдет несколько лет и мать потеряет дочь Наталью. Еще позже будет рыдать над могилой 4-летнего внука Кирилла. Кажется, время для нее остановилось. Но эта женщина обладает большой силой духа. В ее глазах неосведомленный человек не увидит и тени печали. Лишь тот, кто знает о понесенных утратах, может понять, почувствовать, проникнуться чувствами, что каждый день точат ее мысли, душу, сердце. Боль постоянно с ней. И все-таки надо идти дальше. Она не одинока, Анну Ивановну любят и навещают дети, у бабушки 12 внуков и 8 правнуков. Нужно жить для них.

…Раннее утро, рассвет. В квартире чечерской многоэтажки по улице Новой у окна фигура худенькой пожилой женщины в цветном ситцевом платочке. Она берет в руки потрепанный лист бумаги, читает. Даже нет, не читает, а произносит наизусть знакомый текст. По ее щекам бегут слезы, а иногда их просто не хватает. Неровный мальчишечий почерк, короткое сообщение о службе и – привет знакомым. Письмо датировано 23 марта 1987 года. А на следующий день Саши не стало. Но он остался в памяти друзей, родных и своих товарищей воинов-интернационалистов. Его портрет на самом видном месте в доме матери. Он всегда с ней, сколько бы ни прошло лет и какие бы юбилеи ни серебрили ее виски. Живет, чтобы попросить у Бога милости и упокоения для сына, погибшего при исполнении воинского долга.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика